Дин Рид и его «Аидише маме»

Стандартный

Эта пластинка была одной из самых заигранных. И пусть не понимала я слова, мелодии и звучавший голос покоряли сразу. Его политические пристрастия меня не интересовали. Откровенно говоря, слушая в далеком киевском детстве его песни на старой пластинке, я и не задумывалась о них.

Но не исключаю, что впервые песню «Хава Нагила» я услышала именно на этой пластинке, в его исполнении. И запомнила навсегда. И порыв свой, когда узнала, что эта песня — моего народа. Дин Рид… Непростой человек, несомненно,  талантливый и красивый.

963961565

Этой еврейской песне почти сто лет, но и сегодня она звучит, как гимн нашей судьбы, оптимистический гимн… «Давайте радоваться. Радоваться и ликовать… Пробудитесь, братья, с радостным сердцем…»

Теперь понимаю, что музыкальная цензура с превеликим удовольствием не давала бы хода этой песне на советских пластинках. Но, наверное, Дин Рид был достаточно упрям.
И она звучала во многих домах, рядом с «Белла Чао» и другими песнями певца. А я на пластинке вновь и вновь возвращалась к ней…

8 15

Но не знала я тогда, что исполнял певец еще одну песню, дорогую моему народу. Это «Моя аидише мама». Те, кто бывал на концертах певца, говорят, что он пел ее бесподобно проникновенно. И посвящал своей матери. Рут Анне Браун…

6

Он утонул в Цойтенском озере недалеко от своего дома в Восточном Берлине. 13 июня 1986 г.

dr-5

До сих пор версия самоубийства остается доминантной. Хотя поговаривают, что некоторым службам могло не понравится стремление Дина Рида вернуться на родину в США.
Было певцу 47…

У него две дочери от разных браков. Старшей, Рамоне —  48 лет, она живет в США. Младшая  сорокалетняя Наташа  живет в Берлине. Дин также усыновил Александра, сына своей последней супруги, актрисы Ренате Блюме.

16 renate-alex

А я нашла запись песни «Моя аидише мама» в его исполнении. Рут Анна была очень преданной матерью.

7

Представляю, как она плакала, когда слушала эту песню, уже без него…

Еврейская мама,
Мне так нужна ты здесь сейчас.
Еврейская мама,
Поцеловать мне б только раз
Твои морщиночки у глаз,
Как в детстве, за руку бы взять!
Прости меня, прошу, за то,
Что столько плакала о нас!

И как было мало
У неё в жизни светлых дней,
Себя забывала
Она среди своих детей.
Нашла сокровища свои
Она в улыбках малышей…

Всем обязан я ей,
Милой маме своей.
Этой маленькой леди —
Постаревшей, седой…
Удивительной,
Лучшей на свете –
Маме, маме еврейской моей!

Вспомнить песни в его исполнении:

Дин Рид и его «Аидише маме»: 16 комментариев

  1. Хошим

    Почему про Дин Рида надо писать все или ничего.Как много было завистников при его жизни ,а если честно,чему завидовать! В СССР его использовали и кинули, а могли сделать кумиром миллионам американцам и конечно всего мира и возможно нынешнего бордака между двумя сверхдержавами не было бы.И в Германии он не прижился и что удевляет меня, не лепая смерть.Я,те самые советские времена был маленьким, но все равно мы так радовались что и в капиталистическом мире есть добрые и честные люди,а может образ добра и честности не понравилась нашим ген.секам,ведь как так америка источник ада ,а тут этот певец со своими песнями о мире…вот как-то так…

  2. Александр

    Эту песню в исполнении Дина Рида я слышал вживую на его концерте в Одессе.
    Было это в летнем Зелёном театре парка им.Шевченко. У меня было боковое место в одном из передних рядов и я хорошо увидел и услышал, как Дин неожиданно обратился к одной пожилой женщине и сказал: «А эту песню я буду петь для Вас». Когда он запел я не поверил своим ушам. Антисемитизм вокруг цветёт пышным цветом и вдруг «май юдише мама»! И в чьих устах! Это единственное, что мне запомнилось из всего концерта. Я зауважал Дина.

  3. гром среди ясного неба! уважаемая Лина, какой потрясающий факт Вы нам открыли. девочкой 12 лет я его полюбила навсегда и именно с той самой пластинки. живя на крайнем севере, на хантайке, я бесконечно крутила именно эту пластинку после школы. не было тв, только радио и пластинки, которые привозили мои одноклассники из москвы и ленинграда (тогда). но эта была наша. я тогда почти ничего не слышала о еврееях, не вникала, потому как это слово никогда не звучало, во всяком случае ни в школе, ни во дворе, ни дома. и почему-то именно хава нагила меня будоражила и радовала и тогда я тоже не понимала о чём речь и некому было бы объяснить. и вот я вышла замуж за московского еврея, живу в израиле 25 лет, теперь я почти всё понимаю и слышала много песен и на идише, и на иврите. единственное для меня, конечно, и лучшее исполнение хавы нагилы — это дин рид! какие первые интонации, какое восхождение, и вправду — алия! он же и первые мои девичьи романтические грёзы о том самом прекрасном юноше. и такая проникновенность — «идише мама», ну просто поклон Вам!

  4. Евгения

    Кстати, «Бэлла , чао!» уже ТОЖЕ можно присовокупить к «еврейским песням в исполнении Д. Рида». Т.к. ПРЕЖДЕ всего , эта песня с еврейскими корнями, хасидская, а уже потом стала песней итальянских партизан. ……..Мне довелось услышать очень молодого Дина живьём в Ленинграде. Мы простояли всю ночь у касс и чудом «вырвали» билеты. Не надо говорить , что наши места были очень далеко от сцены , где- то на галёрке, под потолком, но от Певца шла такая мощная энергия, которая чувствовалась и на галёрке тоже. А потом моя смелая приятельница побежала к нему на сцену с цветами. Всех девушек с букетами он целовал в щёчку…

  5. Разве можно забыть Дин Рида с его песнями, с его красотой. Это было необыкновенное чудо. К сожалению, в Харькове его не было, но песни его неоднократно слушала, это было сплошное удовольствие. Спасибл Элла

  6. Во время моей молодости Дин Рид был необыкновенно популярен, он любил гастролировать в СССР и даже был на БАМе. Дин РИД — удивительный певец, коих очень мало. Память о нем будет жить вечно. Спасибо большое за память о Риде.

  7. Елена

    Замечательный был певец! Сейчас принято замалчивать о музыке,которая звучала в Советском Союзе. А ведь было много хороших певцов и хороших песен. Мой сын ,который еще в школе учится, сказал. что таких душевных песен, которые были созданы тогда, сейчас не пишут. На концерте Дина Рида я была один раз. Хотя шла не на его концерт, а на выступление ансамбля «Верасы». А про Дина Рида я до концерта мало что знала. он пел во втором отделении и пел превосходно. не все, конечно, было понятно , но песни принимались на ура! Дин Рид русский не знал, общался с публикой с помощью переводчика 9 кажется его звали Олег Смирнов) Можно спорить о его политических взглядах, но певцом Дин Рид был замечательным. то что он пел еврейские песни, я тоже тогда была удивлена. Никто не пел их кроме него. Это уже говорит о его независимом характере и взглядах.Пусть они может и были неправильными- человек остался им верен до конца. Не то что нынешние демократы, которые не так уж давно кричали «слава КПСС», а теперь провозглашают себя демократами.Придет еще кто-нибудь и они дружно будут орать «Хайль…» лишь бы быть при кормушке

  8. Я в первые увидела ЕГО в «Музыкальном киоске», еще девочкой. ОН пел «Ножницы», запомнила огромные глаза Элеоноры Беляевой, ЕГО необычно раскованное поведение на сцене меня сельскую девчонку покорило и я заболела на всю жизнь. Сейчас мне уже :60 лет, а все помнится как будто вчера. Необыкновенный ЧЕЛОВЕК! Мир праху ЕГО!

  9. Елена

    Дин Рид!!! Я тоже девочкой была влюблена в него. Собирала его фотографии, вырезала статьи из газет о нем.И все это клеила в тетрадь. Одна фотография сохранилась и по сей день, где он в белом свитере. Была пластинка. Когда, в 1986 году, в программе «Время» сообщили о его смерти, я подумала , что плохо расслышала и попросила отца сходить к соседям узнать правда ли это. Оказалось — правда. Я так плакала.

Оставьте комментарий