Константин Паустовский. Сказ о Рижском гетто и о совести человеческой.

Стандартный

 «Сила человеческой совести все же так велика, что никогда нельзя окончательно терять в нее веру.»

Много лет держала я в памяти этот рассказ. Жила с ним. Прочитала его в далеком детстве, затем место события и разные подробности преломились в памяти, но сам рассказ не отпускал меня никогда. 

Мне всегда казалось, что я читала эту историю в книге Арона Вергелиса, переведенной с идиш на русский  и что события происходили в Минском гетто. 

Хотя думаю иногда, в каком бы гетто это не произошло, в Рижском или Минском, не столь существенно… Счастье, что были такие всплески душевной щедрости у людей. Иначе сегодня нас было бы меньше… И жаль, что неизвестно, получил ли герой этого рассказа статус Праведника Мира

Но я  рада, что теперь истина восстановилась и не нужно пересказывать этот эпизод  по памяти. Просто дать слово гениальному писателю Константину Георгиевичу Паустовскому. Это — отрывок из его книги «Начало неведомого века»

«Сила человеческой совести все же так велика, что никогда нельзя окончательно терять в нее веру.»

«Недавно знакомый писатель рассказал мне об этом удивительную историю.
Писатель этот вырос в Латвии и хорошо говорит по-латышски. Вскоре после войны он ехал из Риги на Взморье на электричке. Против него в вагоне сидел старый, спокойный и мрачный латыш. Не знаю, с чего начался их разговор, во время которого старик рассказал одну историю.

– Вот слушайте, – сказал старик. – Я живу на окраине Риги. Перед войной рядом с моим домом поселился какой-то человек. Он был очень плохой человек. Я бы даже сказал, он был бесчестный и злой человек. Он занимался спекуляцией. Вы сами знаете, что у таких людей нет ни сердца, ни чести. Некоторые говорят, что спекуляция – это просто обогащение. Но на чем? На – человеческом горе, на слезах детей и реже всего – на нашей жадности. Он спекулировал вместе со своей женой. Да… И вот немцы заняли Ригу и согнали всех евреев в гетто, с тем чтобы часть убить, а часть просто уморить с голоду. Все гетто было оцеплено, и выйти оттуда не могла даже кошка. Кто приближался на пятьдесят шагов к часовым, того убивали на месте. Евреи, особенно дети, умирали сотнями каждый день, и вот тогда у моего соседа появилась удачная мысль – нагрузить фуру картошкой, «дать в руку» немецкому часовому, проехать в гетто и там обменять картошку на драгоценности. Их, говорили, много еще осталось на руках у запертых в гетто евреев. Так он и сделал. Перед отъездом он встретил меня на улице, и вы только послушайте, что он сказал. «Я буду, – сказал он, – менять картошку только тем женщинам, у которых есть дети».
– Почему? – спросил я.
– А потому, что они ради детей готовы на все и я на этом заработаю втрое больше.

Я промолчал, но мне это тоже недешево обошлось. Видите?
Латыш вынул изо рта потухшую трубку и показал на свои зубы. Нескольких зубов не хватало.
– Я промолчал, но так сжал зубами свою трубку, что сломал и ее и два своих зуба.

Говорят, что кровь бросается в голову. Не знаю. Мне кровь бросилась не в голову, а в руки, в кулаки. Они стали такие тяжелые, будто их налили железом. И если бы он тотчас же не ушел, то я, может быть, убил бы его одним ударом. Он, кажется, догадался об этом, потому что отскочил от меня и оскалился, как хорек…

Но это не важно. Ночью он нагрузил свою фуру мешками с картошкой и поехал в Ригу в гетто. Часовой остановил его, но, вы знаете, дурные люди понимают друг друга с одного взгляда. Он дал часовому взятку, и тот сказал ему: «Ты глупец. Проезжай, но у них ничего не осталось, кроме пустых животов. И ты уедешь обратно со своей гнилой картошкой. Могу идти на пари».

В гетто он заехал во двор большого дома. Женщины и дети окружили его фуру с картошкой. Они молча смотрели, как он развязывает первый мешок. Одна женщина стояла с мертвым мальчиком на руках и протягивала на ладони разбитые золотые часы. «Сумасшедшая! – вдруг закричал этот человек. – Зачем тебе картошка, когда он у тебя уже мертвый. Отойди!»

1

Он сам рассказывал потом, что не знает – как это с ним тогда случилось. Он стиснул зубы, начал рвать завязки у мешков и высыпать картошку на землю. «Скорей! – закричал он женщинам. – Давайте детей. Я вывезу их. Но только пусть не шевелятся и молчат. Скорей!» Матери, торопясь, начали прятать испуганных детей в мешки, а он крепко завязывал их. Вы понимаете, у женщин не было времени, чтобы даже поцеловать детей. А они ведь знали, что больше их не увидят. Он нагрузил полную фуру мешками с детьми, по сторонам оставил несколько мешков с картошкой и поехал. Женщины целовали грязные колеса его фуры, а он ехал, не оглядываясь. Он во весь голос понукал лошадей, боялся, что кто-нибудь из детей заплачет и выдаст всех. Но дети молчали.

Знакомый часовой заметил его издали и крикнул: «Ну что? Я же тебе говорил, что ты глупец. Выкатывайся со своей вонючей картошкой, пока не пришел лейтенант».
Он проехал мимо часового, ругая последними словами этих нищих евреев и их проклятых детей. Он не заезжал домой, а прямо поехал по глухим проселочным дорогам в леса за Тукумсом, где стояли наши партизаны, сдал им детей, и партизаны спрятали их в безопасное место. Жене он сказал, что немцы отобрали у него картошку и продержали под арестом двое суток. Когда окончилась война, он развелся с женой и уехал из Риги.

Старый латыш помолчал.
– Теперь я думаю, – сказал он и впервые улыбнулся, – что было бы плохо, если бы я не сдержался и убил бы его кулаком.»

***6384_original

Что можно добавить …. Только одно.

Светлая Память этому «плохому» Человеку! 

73581bИз любимых книг. «Начало Неведомого Века» стр. 156-158.

323454168_2_644x461_paustovskiy-nachalo-nevedomogo-veka-vremya-bolshih-ozhidaniy-1985-g-fotografii_rev004

Реклама

9 thoughts on “Константин Паустовский. Сказ о Рижском гетто и о совести человеческой.

  1. Герман Левин, сын выживших в Рижском гетто

    Надеюсь, что это художественное произведение «по мотивам»: Жанис был, безусловно, не ангел, но уж не в такой степени.
    Как бы то ни было, светлая ему память!

    • Lina Gorodetsky

      А разве где то в повествовании Паустовского указано имя, Герман? И кого вы имеете в виду, Яниса Липке? Так или иначе, очень рада тому, что вашей семье удалось вырваться из этого ада.

  2. Ирина

    Все мы созданы по образу и подобию Бога, видимо, всё — таки и в этом человеке заговорила совесть. Не нам его судить. Слава Богу за всё!

  3. HIRSCH

    Nice story,but it is not true, it is based on unrealistic facts. Someone made up that story to cover up the truth of Riga Ghetto. It is a lie. There no any partisans where in Latvia till 1944. And NO any in area of Tukums till 1945.
    By the way the distance from Riga to Tukums is 60 km passing several large bridges.

    ps://en.wikipedia.org/wiki/Latvian_anti-Nazi_resistance_movement_1941–45

    • Lina Gorodetsky

      Мне трудно что либо сказать по этому поводу более, чем написал Паустовский в своей книге. Так или иначе, если подобная история имела место где-либо быть, честь этому человеку…

  4. Algita

    Первая фотография это, скорей всего, Вильнюсское гетто, т.к. одна надпись на польском языке. Ну и улица уж больно похожа на улицу Старого города.

    • Lina Gorodetsky

      Да, скорее всего… Мне уже говорили об этом. Осталось понять, почему написано и на украинском языке при входе в гетто…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s