Газета «Вести» о книге «Русские корни»

DSCN3457
страница

У каждого человека своя история жизни. Мысль банальная, но, переводя ее в литературную плоскость, можно сказать, что любой из нас — это ходячий анекдот, рассказ и даже эпический роман. Надо лишь научиться переносить свои впечатления и словесный багаж на бумагу, выстраивать в драматургической последовательности движение фабулы, отвлекаться на изобразительный ряд и размышления, более или менее реалистично описывать перипетии судьбы и характеры персонажей в динамике развития сюжета.

Но… сюжет с разными хитросплетениями бывает сам по себе, а вот язык с его ажурными конструкциями и оттенками, на котором он рассказан читателю, это и есть тот самый волшебный эликсир, дарующий тексту право на литературное признание. А это самое сложное, потому что словесный язык подобен храму, ему либо поклоняются, либо с ним рождаются на свет.

Рассказы Лины Городецкой совершенно определенно нацелены на узнавание конкретных мест, где происходят события. Даже топономика точная, условных названий автор не придумывает и, видимо, не признает. Таким образом, словно подчеркивается, что герои книги живут рядом, соседствуют с читателями и, возможно, для кого-то они вполне узнаваемы. Бесспорно, эта доверительность — достоинство сборника, она по-своему подкупает. Однако поговорим о том,что находится под привлекательной глянцевой обложкой и какие всходы дают «Русские корни» на песчаной израильской почве.

Понятие «женская» и «мужская» проза достаточно условны. Но все же авторство женщины всегда можно отличить. Ибо в многообразной жизни прекрасного пола имеются такие интимные уголки и таинственные переулки, где мужчины могут заблудиться и куда они стараются не забредать, сознавая себя либо незваными гостями, либо полными профанами. Рассказы Лины Городецкой нужно читать. Они по-своему знакомят читателя с «белыми пятнами» особых женских территорий, открывая их таинство.

Сюжеты вырастают из семейно-бытовых отношений, супружеских конфликтов, из наблюдений за детьми, маленьких трагедий. Действующие лица в большинстве связаны между собой родственными, соседскими или дружескими узами,что создает ощущение замкнутого и не всегда уютного мира. Это похоже на игру в бильярд, когда в пределах одного поля подгоняемые ударами игроков шары выстраивают настоящий калейдоскоп из причудливых комбинаций.

В иных текстах («Русские корни», «Первый зуб», «Проводники», «Хорошие люди») больше от журналисткого покроя, от мимолетного взгляда, что нисколько не умаляет их достоинств, посокльку они выстраданы и наполнены авторскими эмоциями…

Лина Городецкая пытается поднять проблемы внимания к человеческой личности и уважения человеческого достоинства, идет ли речь о взрослых людях, подростках или детях. Напрямую ответ о «корнях и всходах» дается в трогательном рассказе «Ора — Двора Амсалем из Кривого Рога». Бездетная семья израильтян, выходцев из Северной Африки, удочеряет девочку, взятую из детского дома украинского города со странным названием Кривой Рог. На первый взгляд сама ситуация укладывается в размер емкой информации, но автор сумел увидеть в ней нравственную коллизию — и драму, и характеры, и динамику — и ответ на вопрос о подлинной сути родства.

Читая рассказы Лины Городецкой, хочется знать, что будет дальше. В сюжетах есть и настроение, и тонкий психологизм подтекста, Видно,что многое испытано на себе — и горести, и радости новых открытий. Но пришло ли оно чувство родного очага? Это пожалуй, главная идея, объединяющая все рассказы сборника «Русские корни»…

Дебют удачный. Посмотрим,что будет дальше…

Михаил Давидзон

приложение «Окна» газеты «Вести»

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s