Леонид Парфенов в Хайфе. О «русских евреях» замолвите слово…

16
Стандартный

Его «замолвил» режиссер Леонид Парфенов, сняв трилогию о нашей жизни в стране исхода. А вчера первая часть этой документальной трилогии демонстрировалась в Хайфе в рамках культурного проекта «MAVO», который обещает нам немало интересного в будущем.

5 6

А пока Парфенов и его «русские евреи»… Фильм поставлен с большим уважением и  интересом автора к описываемым событиям. И этот интерес  — увидеть и узнать, что будет далее, передается зрителю в зале.

 

Первая часть трилогии посвящена дореволюционному периоду в жизни еврейской общины, который начинается в фильме с конца восемнадцатого века, времени разделов Польши, присоединения польских земель к Российской империи, а значит, и присоединения многочисленных еврейских местечек. Интересная мысль звучит в фильме, автор утверждает, что не евреи пришли в Россию, а Россия пришла к евреям….

8

Но как бы они не оказались на нашей доисторической родине, было их там много. И лишь отдельные яркие судьбы смог осветить в своем рассказе Парфенов. Он поставил перед собой цель —  рассказать о евреях, сыгравших роль в русской культуре и  политике.

И ведет режиссера судьба героев —  с места на место, из города в город, из Киева в Плес, из Одессы в Санкт-Петербург, из маленького местечка Сатанов на Землю Обетованную…Мне кажется, что на этот фильм, демонстрируемый с титрами на иврите, хорошо бы пойти с детьми возраста студентов и старшеклассников, которые смогут сделать для себя не мало  открытий.

Но и нам, взрослым людям, знающим о житье-бытье на бывшей родине, фильм окажется интересным своей необычной концепцией и виртуальными эффектами. Будучи документальным, он производит впечатление игрового, практически оживив своих героев, которые говорят с экрана, танцуют, руководят страной.

14980687_869016956566927_5782943403588221717_n

Да, конечно, Плес – это Левитан

15032755_869283989873557_8249946959651869653_n

15036242_869283963206893_8750812030591846806_n

Одесса – это Зеев Жаботинский, Давид Ойстрах и Мишка Япончик,

14980680_869021926566430_8485974542641919980_n

14980568_869283543206935_6274715720916128113_n

15032865_869021479899808_3477082430553262352_n

Киев – это убийство Столыпина и дело Бейлиса, хорошо знакомое нам по истории.

15027971_869021676566455_899679363571360779_n

 

15027955_869017639900192_2089525610832659478_n

Но когда присяжные, простые ремесленники и крестьяне, оправдывают несчастного отца пятерых детей, обвиненного в ритуально убийстве, начинаешь верить в добро.

15036430_869017586566864_6422081776257887637_n

Особенно, если рассказывается об этом в фильме после страшных эпизодов Кишиневского погрома 1903 года и  других погромов…

А знаменитый хрестоматийный Разлив, это отнюдь не только Ленин, но и Григорий Зиновьев, бывший Григорием Евсеевичем Радомысльским, который вместе с Владимиром Ульяновым скрывался от преследований Временного правительства в шалаше на озере Разлив, но в течение полувека этот факт ни разу не был упомянут в исторических источниках. Так и привыкли мы, что сидел Ленин в шалаше, чуть ли не, как на необитаемом острове.

15107394_869017193233570_296990795934177810_n

Конечно, можно было узнать что-то новое и о тех людях, биография которых кажется, давно знакома нам. Например, не приходилось мне раньше читать, как Леонид Утесов стал учащимся одесского коммерческого училища Файга. А все очень просто, чтобы приняли еврейского ученика, родителям мальчика нужно было за свой счет содержать одного нееврейского ученика. И приходилось Осипу  Вайсбейну оплачивать обучение своего сына Леди и еще сына одного одесского мясника Андрюши, которого он не только учил, одевал, но и бутерброд ему передавал.

11 12

А для создания образа первой еврейской музы русского авангарда Иды Рубинштейн

15032857_869283806540242_4287076617097631090_n

Леониду Парфенову пришлось использовать игру двух актрис, как он рассказал на творческой встрече после фильма. Одна прекрасно танцевала, но не была готова обнажиться, что и дополнила вторая актриса, раскрыв образ красивой, эпатажной женщины.

15037359_869283776540245_4463753004371917020_n

14

Пересказывать фильм не хочется… Как сказал сам Парфенов он не ставил цель описать всю дореволюционную историю русских евреев. Например, меня удивило, что не нашлось в этой серии места для рассказа о кантонистах. Но сам режиссер утверждает, что выбирал киногеничные судьбы, а таких историй немало оказалось на шестой части земли с названьем кратким Русь.

15037210_869284159873540_6927172154118158365_n

Главное же, фильм захватывает и не отпускает до последней минуты, динамичный, увлекательный и честный рассказ о тех, кто волею судеб стал русским евреем, влился в эту среду и оставил заметный след. След, не стирающийся уже века…

15085632_869284093206880_6190361616750974212_n

15094263_869022066566416_1147232756646100399_n

А следующие серии будут о временах более современных.   Вторую серию, период с 1918 по 1948 годы, Парфенов называет периодом советской юдофилии. А третью, с 1948-го по 1990-й, характеризует, как период — от начала официальной юдофобии до массового исхода.

Кстати, после трилогии о русских евреях, обещает режиссер сделать подобный сериал о грузинах и немцах, сыгравших свою роль в жизни России.

А перед вами кадры из первого фильма документальной трилогии «Русские евреи»

14963218_869022029899753_7785271372538183784_n 15027529_869021516566471_3712832890736347143_n 15073391_869283903206899_5358757071856152112_n 15085458_869284073206882_232955110059051326_n 15085639_869284056540217_944047978780166292_n

9

2 thoughts on “Леонид Парфенов в Хайфе. О «русских евреях» замолвите слово…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s