На старом трамвае — слушать киевский Шофар Судного Дня.

1-1
Стандартный

А у вас есть ассоциации с Судным Днем в до-израильской жизни?
У меня есть. И они связаны вот с этой улицей, вот с этим домом. 🙂
Вообще, на этой улице , образно говоря, я родилась. И мои родители родились, правда познакомились они в трамвае, спустя много лет, не зная, что живут рядом…))

Улица называется Щекавицкая. Именно на ней расположена единственная в советском Киеве действующая синагога. О том, что все свои кукольные спектакли детки моего поколения  просмотрели в синагоге Бродского, я узнала потом…

Синагога на Щекавицкой сегодня эффектно-элегантная, отреставрированная.

А в советские времена, выглядела синагога совершенно затрапезно, и кроме маленькой таблички ничем примечательным внешне не отличалась. Да и какие прихожане были там в те годы… Тихая улица на Подоле, лишь трамвай звенит иногда.

dscn3965-medium

Но был День в году, когда эта тихая улица преображалась. И даже трамваи на один вечер, если я не ошибаюсь, не курсировали на ней. И охраняли эту улицу бравые милиционеры. И собирались на ней сотни евреев со всего города Киева.

И случалось это именно в Судный День. После рабочего дня ехали киевские евреи на метро, автобусе, троллейбусе, чтобы собраться на улице Щекавицкой, побыть вместе,  встретиться с тем, кого не встречали годами. Сколько общения,. сколько встреч…

Как хорошо помню я этот вечер. И эту ауру… Еще издалека, иногда в метро, я безошибочно по лицам определяла, кто направляется туда же, куда я направляюсь. )) И ручейки людей сливались в одно озеро. А затем течение останавливалось, все просто стояли около синагоги. Много-много людей. Конечно, были и те, кто заходил вовнутрь. Но большинство стояли рядом.

Это был дивный вечер еврейского общения. Люди радовались каждой встрече, ведь со многими встречались раз в году…И приветственные возгласы раздавались вокруг каждую минуту. Что-то необычное было в ауре этого дня. Большинство из нас не соблюдало пост, мы ехали туда общественным транспортом. Но именно там, именно в этот вечер мы ощущали свою еврейскую общность, причастность к своему народу.

Все ждали звуки шофара, но в общем гуле, его невозможно было услышать. И поэтому информацию о том, что уже был шофар, передавали по цепочке. )) А значит, нужно расходиться. Завершился Судный День и этот вечер самой еврейской тусовки Киева.

А дома ждала вкусная еда, приготовленная мамой заранее, непременная фаршированная рыба, бисквитный торт (лыках) и еще много вкусностей. Мама моя, кстати, много лет в этот День постилась. Работала и все же постилась. Так она решила для себя. Но, думаю, что таких людей было тогда не много…

А на следующий день, Щекавицкая возвращалась в свою полусонную рутину улиц старого Подола. Чтобы проснуться вновь через год, на один вечер. Вечер перед Шофаром.

132740_original

Есть ли киевляне среди читающих этот маленький очерк ? Помните ли вы это? ))

**

А сейчас немного о самой синагоге на Подоле. Старейшей из ныне действующих киевских синагог :

dscn3986-medium

Синагога была возведена в конце девятнадцатого века. Средства в нее вложил купец Габриель-Яков Геселевич Розенберг, предоставив для строительства свой земельный участок. Уж не знаю почему, но здание было спроектировано и оформлено в мавританском стиле.

В начале двадцатого  века владельцем здания синагоги стал племянник Розенберга — барон Владимир Гинцбург, На его средства как раз накануне революции синагогу реконструировали. Но пользоваться ею успели недолго.

В советское время синагога на Подоле оставалась действующей до 1929 года. А затем там устроили клуб рабочих-кустарей. Ну хорошо, что не конюшни.

А сразу после войны в  1945 году, деятельность синагоги была возобновлена. И по большим еврейским праздникам синагогу посещали до 30 тысяч человек. В 1969 году при ней была оборудована собственная мацепекарня. Могу это лично подтвердить, потому что много лет ездила туда с мамой перед Песах. Заранее надо было раздобыть талончики, прийти в назначенный день, спуститься в полуподвал. С собой мы приносили наволочку, в которую нам и клали мацу. Кажется, четыре килограмма на талон. Ехали мы за ней с большой дорожной сумкой или даже чемоданом. ))

Все что было после 1990 года — для меня новая история. Без меня… Раввином синагоги стал стал Яков Дов Блайх, с 1992- года он —  главный раввин Киева и Украины. При синагоге создана иешива. В начале 21 века вновь была проведена реконструкция здания с реставрацией фасада.  Синагогу украсили витражи, есть там и любопытная бронзовая скульптурная композиция «Иерусалимская сфера» скульптора Франка Майслера.

dscn3971-medium

Мне пришлось побывать там в 2008 году, когда спустя восемнадцать лет, я вернулась в Киев. И в один из дней я отправилась гулять по старому Подолу. Приехала туда на звенящем трамвае, прошлась по улицам своего детства. Зашла в синагогу, ухоженную, яркую, как глянцевая картинка.

1-4

Но уже ассоциаций с теми днями прошлых лет у меня не было…

1-3

Все проходит. Все течет, все изменяется…

Желаю всем своим читателям Хорошей Записи в Книге Жизни!

15 thoughts on “На старом трамвае — слушать киевский Шофар Судного Дня.

  1. полтора года в киеве, изучаю его с удовольствием и восхищением. была и в этой синагоге, и в синагоге бродского (какое-то время кукольный театр) на шота руставели. блистательные экскурсоводы киева! и Вам отдельное спасибо!

  2. Мила

    Все так и было…мои родители ездили в синагогу каждый год на Йом Кипур,чтобы увидеть родных и знакомых…мацу папа приносил в наволочка и доставал талончики

  3. Альмира

    Улицу Щекавицкую я посетила в 2012,когда приехала в Киев после 21 года разлуки…В основном ходила по своим любимым улицам Подола..Есть много фотографий.В том числе,ваш дом № 7…И трамвай..Но вот в Синагогу не заходила.Впрочем,я в ней так и не была ни разу.У нас в доме никаких еврейских праздников вообще не знали.И мацы у нас не было..Вот только ,когда еще бабушки были живы..А все традиции и праздники узнала здесь,после алии.Так и продолжаю их праздновать и соблюдать.Хорошей записи тебе.Линочка,и всей твоей семье!

  4. Инна

    У нас в Харькове я никогда в синагоге не была и не могла быть. Её закрыли в 1949-ом, когда я была совсем крошечной, а открыли в 1991-ом — уже после моего отъезда из страны. Всё это время там располагалось спортивное общество «Спартак». Но еврейские праздники я помню хорошо благодаря моей семье. Во многом воспоминания «кулинарные»: гефилты фиш, харойсес, цымес, лейках, умэнташн (ознэй амман) и т.д. Интересно, что мацу мама, тётя покупали всегда точно так же, как и Вы в Киеве. Ехали куда-то с белоснежной наволочкой и привозили мацу. Почему-то мои детские воспоминания связывают это событие с какой-то едва ли не тайной операцией. На Рош аШана мама всегда говорила, что нужно кушать сладкое, чтобы год был сладкий. Я сладкоежка, поэтому «старалась изо всех сил». А вот в Йом Кипур старшие члены семьи всегда постились.
    Начался Новый, 5777 год. Пусть он будет счастливым, мирным, спокойным. Гмар хатима това, Лина, и цом каль. Будьте здоровы и пишите!

  5. Pavel

    В статье описана жизнь на Щекавицкой улице в период Йом Киппура и приложены фотографии, на одной из которых изображён дом с выбитыми глазницами окон — это дом, в котором я провёл свои послевоенные детство, отрочество и юность. А когда-то в этом доме кипела жизнь и громыхал трамвай, а мой угловой балкон на втором этаже над входом в продовольственный магазин был свидетелем многих сборищ евреев в Судный День. Я помню, когда Щекавицкая улица перекрывалась от Межигорской до Воложской и охранялась милицией, а бывали годы, когда охрана не выставлялась, если не ошибаюсь, это было в конце 50х годов. Это точно было. Моя семья выходила на балкон и приглашала родственников зайти к нам и угоститься после поста в Судный день. В основном это были пенсионеры-старики, ведь работающее поколение моих родителей боялось показываться в толпе, а ещё хуже быть замеченным внутри синагоги. Было кому донести. Это были 50-60е годы прошлого столетия. Я помню, когда умер родной брат моей бабушки, он был вторым человеком в синагоге, а его сын — участник войны, член партии, преподаватель русского языка и литературы одной из подольских школ, так и не переступил порог синагоги, где отпевали его отца. Он остался стоять у ворот синагоги. Было опасно. Сейчас этот бывший педагог, мой дядя, в возрасте 95 лет, находится в доме для престарелых под Сан Франциско. Я впервые вошёл под своды синагоги в 1979 году — перед моей эмиграцией. Вот такие воспоминания нахлынули после прочитанного. Лина, счастливого вам и вашей семье Нового 5777 года.

  6. Элла

    Большое спасибо Очень трогательная статья Мы жили рядом на Межигорской 30 и я все подтверждаю Все бывшие соседи и много знакомых всегда приезжали в этот день Я водила бабушку в эту синагогу Она была набожная и имела место в синагоге В 91 году я отдала дочь в еврейскую школу где она и училась 3-4 года до отъезда в Америку И маца … я выходила ночью несколько раз отмечаться а утром приезжала подруга но это было уже в 90 годы Идинственно что мимо синагоги трамвай никогда не ходил Лина Шона Това .Хорошего нового года !

    • Lina Gorodetsky

      Спасибо, Элла! В девяностых я уже была в Израиле. Все что помню было до того… )) А по поводу трамвая, дада, он сворачивал на Константиновскую как то иначе, рядом с кинотеатром Октябрь, но может я что-то и путаю в расположении трамвайной линии за давностью времени. ))

  7. Pavel

    Лина, будьте добры, удалите, именно этот комментарий, поскольку ниже помещён он же, на который вы ответили. Спасибо.

Добавить комментарий

