Олег Басилашвили: «Тяжелое это чувство, ностальгия…»

Стандартный

Олег Басилашвили впервые вышел на сцену в 1956 году. Сколько ярких воспоминаний хранит артист… А в книге мемуаров «Неужели это я?! Господи…»  Олег Валерианович рассказывает о своих корнях, о работе в театре и кино, общественной деятельности, о личной жизни. Эти размышления — из его книги… 

10230752_0_neuzheli_eto_ya_rospodi_oleg_basilashvili

И когда сегодня я слышу, что питерские символы – шпиль Адмиралтейства, Петропавловка, Исаакий, Биржа, Ростральные колонны – «устарели» и город нуждается в новых, современных символах, что в небо над Невой должна вознестись 500-метровая башня Газпрома и, подавив великий невский ансамбль, «стать новым символом, символом энергетической столицы России», – все переворачивается во мне, и я представляю себе автора этих слов – бывшего фарцовщика с комплексом неполноценности, заимевшего ныне миллиарды и мечтающего вознестись выше ангела-хранителя Питера и плюнуть с высоты на город, где когда-то он был изгоем… Вот опять занесло меня…
*

Нынешнее телевидение – это либо, в лучшем случае, – шоу с деньгами, либо намеренно растлевающие душу зрителя зрелища. Я задаю себе вопрос: это что – политика целенаправленного превращения народа в тупую толпу, орущую «хлеба и зрелищ!»?! Да, этой толпой легко управлять. Но еще легче потерять народ. Потерять страну…
*

Как важен для театра, для спектакля настрой зрителя! Настроенный на восприятие спектакля именно в этом театре, именно этого автора, с этими актерами – такой зритель определяет успех спектакля; в первую очередь – он, а не актеры, как многим из нас кажется. Теплая волна соучастия, предощущение чуда, радостный духовный отклик на первые признаки его появления!.. Актер чувствует эту волну, купается в ней, и вот уж они вместе творят чудо – зритель и актер, творят сегодня, сейчас, в эту минуту.
*

Думаю, это одна из самых значительных ценностей нашей сегодняшней жизни – обилие и разнообразие книг на прилавках, возможность читать, сравнивать, делать самостоятельные выводы.
*

А вот поди ж ты – Бог послал мне женщину, которая до сих пор убеждена в том, что я – самый талантливый, самый красивый. Ну и хорошо… Простим ей эти заблуждения! Ведь они так помогли мне.

*

Вот они – мы – все разные: белые, черные, мусульмане, христиане, буддисты, иудеи – стоим все вместе, замерли… Потому что нас объединяет нечто, что выше всех религий – Тот, кто создал все, он здесь, со мной, с ним, с ней. Мы все едины… вместе… мы вернемся домой и будем молиться своим богам. Но никогда не забудем мгновения, когда гений Микеланджело заставил нас понять, что мы одна семья.
*

Годы, годы учения ненавистной математике – поезд вышел из точки А в точку Б, в бассейн вливается и из него же выливается вода, бесконечные велосипедисты, колхозники доставляли мне массу страданий. (размышления, очень близкие автору Блога) 🙂

*

Тяжелое это чувство, ностальгия. Надо бы смотреть вперед и забыть о прошлом! Да вот не забывается.

*

В этой комнате годы спустя будет учить она со мной студийные роли, тяжко переживая мои неудачи, пытаясь объяснить, как надо играть, пытаясь внушить, что «надо понахальнее, а ты, ты, Леля, очень уж стеснительный, тяжело тебе в жизни будет…». В этой комнате будет она выспрашивать, как там мой учитель, а для нее просто Паша Массальский: «Не огорчай его, должно у тебя выйти». В этой комнате тяжко охнет она, случайно увидев в выпавшем из пиджака паспорте штамп о моей женитьбе, – зальется краской, заплачет, запричитает. В этой комнате будет долгие месяцы, сидя на своем диванчике, ждать, когда же приедет ее Леля, ее Олешок из Ленинграда, он ведь там один, он болезненный, и будет слать ему пирожки с капустой, теплые носки, деньги из своей нищенской пенсии… В этой комнате встану я на колени перед кроватью, на которой бабуля в инсультном бреду, без сознания, беспокойной рукой все приглаживала и приглаживала растрепанные седые волосы; встану на колени, поклонюсь в пол, горько-горько заплачу и попрошу прощения за все обиды и огорчения, которые причинил ей, моей любимой и единственной, моей бабуле, кареглазому моему седому колобочку. И будем мы с мамой, уцепившись друг за друга, трястись от горя, злой тоски, видя, как уходит в пол крематория маленькая седенькая старушка, уходит, чтобы никогда к нам не вернуться. (вспоминая бабушку…)
*

Вообще-то я твердо убежден, что сесть за мемуары надо, точно уловив момент – работать уже не можешь (не «не хочешь», это я давно, с детства не хочу), именно не можешь, но еще кое-что помнишь. То есть когда маразм еще не оккупировал полностью твою память. То есть попасть в этот тоненький зазор между бессилием и полным маразмом. Кто угадал – тот выиграл. Молодец! Попал вовремя. В точку.

*****

А правда, трудно сегодня представить себе другого Ипполита в «Иронии судьбы»? Видим перед глазами только Юрия Яковлева в мокром пальто под струей воды…))
А ведь первым был утвержден на эту роль Олег Басилашвили. Вот сейчас пытаюсь представить его Ипполитом. Но в 1975 году у Олега Валериановича умер отец, а ленинградский БДТ, с которым он связал свою жизнь, остался без одного из ведущих актёров театра. Не стало Ефима Копеляна. И Басилашвили был вынужден отказаться от роли Ипполита в фильме Рязанова и вернуться в Ленинрад.
Зато не забыть нам его другие роли в кино… Яркие и запоминающеся, и любимые многими… И «Служебный роман», и «Дни Турбиных», и «Вокзал для двоих»,
medium_930de7867a12e0be6e9a54faf37d69c3
«Раба любви», «Небеса Обетованные»…
722541_08
Кстати, если  помните эпизод в «Служебном романе», когда секретарша Верочка беседует по телефону с супругом, который заявляет ей, что понял корень их семейных проблем, им нужен ребенок, а Верочка всплескивает руками и смотрит на часы, заявляя, что еще не конец рабочего дня. )) Так вот, мужа в телефонной трубке исполнил Олег Басилашвили. 🙂 А, вообще,  сам Басилашвили представляд себя только в роли скромного инженера неудачника Новосельцева и никак не представлял, что справится с ролью самовлюбленного и амбициозного Самохвалова.  Но справился на «ура»
63
И конечно, «Осенний марафон».
Îëåã Áàñèëàøâèëè è Ìàðèíà Íååëîâà â ôèëüìå "Îñåííèé ìàðàôîí"
Почему же сейчас я вспомнила именно об «Осеннем марафоне»? Может быть, потому что Осень сейчас? Так или иначе, но люблю этот фильм. Наверное, потому что сентиментальная. И жаль мне их всех, и Андрея Бузыкина и его любимых женщин. Можно ли любить обеих? Как жить в границах такого треугольника? … Сложные вопросы, тем более для советского фильма модели 1980…
Финал его помню, и понимаю, что другого там не было дано Финала. И сжимается сердце. Жаль вот такую растрепанную Любовь…
А сегодня День Рождения Олега Басилашвили. Юбилей был в позапрошлом году. Нынче актеру — 82… И шестьдесят лет его актерской деятельности.
Хочется пожелать Олегу Валериановичу Многая Лета!

Финал фильма «Осенний марафон» не мог быть другим…

А лучшей музыки к этому фильму не придумать…

 

 

Реклама

One thought on “Олег Басилашвили: «Тяжелое это чувство, ностальгия…»

  1. selisskaya Iilia

    Спасибо , Лина, за Ваш замечательный и такой многогранный материал о любимом актёре, Олеге Валериановиче Басилашвили . Проникновенно до мурашек. Моё поздравление с Днём его рождения !!! А книгу » Неужели это я ?!… » обязательно прочитаю.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s