«Адмирал Нахимов». 31 августа 1986. Михаил Броун погиб со своими курсантами.

1.1
Стандартный

М. Г. Лившиц, пассажир: «Это был мой седьмой круиз. Тот день проходил особенно весело. На палубе устроили вечер для ветеранов. Сначала был концерт, потом поздравляли всех с Днем шахтера, и начались танцы. Мы с двоюродным братом Владимиром гуляли по палубе. Потом спустились в каюту, хотели уже спать ложиться. И тут- сильный удар…»

11222172_667012753434016_6057529752693497731_n

П. Тураносов, буфетчик на п/х «Адмирал Нахимов»: В Новороссийске стояла чудесная погода, летняя. Отошли мы в десять часов вечера. Ничего не предвещало того, что может случиться такое…Я в это время находился на работе, в моем баре было очень много людей, люди отдыхали, веселились…

В.Г. Марков, капитан п/х «Адмирал Нахимов»: В 22 часа мы отошли от причала. После прохождения буев Пенайской банки я передал управление судном вахтенному помощнику Чудновскому. Ушел в каюту. Посмотрел в иллюминатор: судно справа не увидел, задернул шторы и пошел мыть руки. Затем сел читать роман «Воспламеняющая взглядом». Это об экстрасенсах. Вскоре услышал три коротких гудка. Минуты полторы я подумал: чьи они? Решил, что подавать их может только «Петр Васев». Я сразу выскочил на мостик, надевая на ходу рубаху и бросился на правое крыло. Увидел большое судно, идущее на нас…»

С.И. Сапожников, матрос п/х «Адмирал Нахимов»: …В 22 часа прозвучало: «Палубной команде аврал, занять места по швартовому расписанию». Но сам отход задержался на полчаса из-за опоздания какого-то важного пассажира. И вот, отданы швартовые, буксиры помогли отойти судну от причала, и пароход стал медленно набирать ход. Нас, матросов, еще долго не отпускал второй помощник капитана Чудновский. Его вахта длилась с 20 до 00 часов, и время шло в его пользу, на мостик он явно не спешил. И, как показали дальнейшие события, лучше бы он там и не появился бы в тот вечер. После аврала мы с друзьями переоделись, и, как обычно, собрались на кормовой палубе, где играла музыка и танцевали пассажиры. Пароход светился многочисленными огнями, огромный плывущий остров, который виден за многие мили ночного моря. Я с товарищем стоял у бара и пил кофе. На минуту я вспомнил, что забыл в каюте ключи от кормовой аварийной партии. В мои обязанности входило по тревоге открыть и выдать аварийное имущество. Но вскоре я забыл о тревогах, наслаждаясь музыкой и видом танцующих пар…»

nebyvalaya_tragediya_v_more_ili_sudba_7_1

Хочется вспомнить о 423 пассажирах и членах команды круизного лайнера «Адмирал Нахимов», утонувшего 31 августа 1986 года в море около Новороссийска. Помните ли вы эту трагедию черноморского «Титаника»?

2

…До Новороссийска была Одесса и Ялта, после — намечались Сочи и Батуми. Лето, солнце, отпуск в разгаре. 5 сентября они должны были вернуться в Одессу, вернуться к будням. Но последний день лета стал последним в жизни почти половины пассажиров.

images

Роковая ошибка, человеческий фактор, стечение обстоятельств… все вместе, как обычно — привело к страшной незабываемой трагедии. После столкновения с сухогрузом «Петр Васев» лайнер затонул в течение семи минут.

10672235_667012820100676_5672602504260237365_n

Уцелевших пассажиров и членов экипажа лайнера «Адмирала Нахимова», а также тела, поднятые из воды, доставляли в город. Часть пострадавших добрались до берега вплавь, преодолев около четырех километров. Последнего пассажира, оставшегося в живых, доставили в порт к вечеру 1 сентября, через 19 часов после столкновения… Всего были спасены 820 человек. А  большинству погибших было от 26 до 40 лет…. Среди них, кстати, и был сорокалетний Владимир Лившиц, о котором в начале этого очерка вспоминает его двоюродный брат. Погибли целые семьи…

10 и 19 сентября 1986 года список жертв в Цемесской бухте пополнился: погибли два водолаза, работавших по поиску и подъему тел из затопленного лайнера. После этого поисковые работы, в которых участвовали более 50-ти лучших водолазов страны, было решено прекратить. По некоторым данным, 64 пассажира и члена экипажа «Адмирала Нахимова» навсегда остались под водой.

Конечно, есть ассоциации с «Титаником». Валентин, мой киевский друг рассказывал мне, что его дядя был в составе оркестра. В это время на корабле еще длилась развлекательная программа. Музыка играла, люди танцевали. Он не успел спастись…Как и многие…

Сам себе вынес приговор второй капитан «Адмирала Нахимов» Александр Рувимович Чудновский, который управлял судном в момент столкновения: понимая, что судно обречено, он спустился в свою каюту и закрылся на ключ. Чтобы извлечь его тело, водолазам впоследствии пришлось взламывать дверь.

chudnovskiy1

А капитаны обоих судов остались живы…

gibel-paroxoda-admiral-naximov_837

Капитан «Нахимова» Вадим Марков   после освобождения из заключения вернулся в Одессу, работал в Черноморском пароходстве капитаном-наставником. Из-за преследований со стороны родственников погибших его семье несколько раз приходилось менять место жительства. В 2007 году Марков умер от рака.

markov

А вот капитану «Петра Васева» Виктору Ткаченко приговор вынесло море…

tkachenko

Капитан Виктор Ткаченко, сменив фамилию на фамилию жены — Тальор, переехал на постоянное место жительства в Израиль.

В сентябре 2003 года яхта под командованием Виктора Тальора потерпела крушение вблизи Ньюфаундленда. Позже останки яхты и погибших людей, в том числе капитана, нашли у канадского берега. Похоронен Виктор Ткаченко в Тель-Авиве.

Ткаченко

***

Читая о трагедии, изучая фотографии погибших я заинтересовалась судьбой одного человека. Михаил Абрамович Броун был руководителем практики курсантов Одесской Мореходной школы. Он погиб вместе с пятью своими учениками.

4

Рассказать о нем, и его судьбе хочется отдельно. Этот материал был опубликован в журнале «Люди и судьбы» харьковским автором Владимиром Пелевиным:

Передо мною выписка из личного дела Машея Абрамовича Броуна. Родился он 18 июля 1924 года в Харькове в еврейской семье. Родители проживали по ул. Рымарская, 26 кв. 13. Отец Абрам Моисеевич и мать Хана Ароновна — уроженцы Кировоградской области. До революции отец работал наборщиком в типографии, в советское время долго был начальником наборно-печатного цеха типографии завода № 135.

Будущий капитан дальнего плавания в годы войны работал жестянщиком на номерных военных заводах Нижнего Тагила и Перми. В 1952-м он закончил судоводительский факультет одесской мореходки.

А дальше записи в личном деле отдела кадров Черноморского морского пароходства одна интереснее другой: в 1958 году принимается в члены КПСС, не будучи в комсомоле; в 1968-м (в сорок четыре года) заменяет имя Машей на Михаил. К судебной ответственности не привлекался и родственников за границей не имел. Не потому ли так красноречива следующая запись: «В период работы на судах загранплавания ЧМП и Новороссийского морского пароходства с 1952 по 1972 годы побывал почти во всех странах мира»! И только после этого появляется запись: «Допущен к загранплаванию комиссией при Одесском обкоме КП Украины 13.09.1978 г. Протокол № 37».

Более двадцати лет Михаил Броун подменяет помощников капитана и самого капитана, не имея «своего» судна, что уже само по себе вызывало не только сочувствие, но и уважение к его долготерпению. В конце 1972 года под надуманным предлогом (надо полагать, чтобы не ссылаться на известную «пятую графу») его списывают на берег.

Именно с этого времени вплоть до своей гибели на «Адмирале Нахимове» Михаил Абрамович работал мастером производственного обучения курсантов Одесской мореходной школы. Он подготовил для флота сотни высококвалифицированных матросов, за что получил благодарности, награды и ценные подарки.

5

В свои 62 года Михаил Абрамович летом 1986-го оказался на теплоходе «Адмирал Нахимов» как руководитель практики курсантов — мальчишек из мореходного училища. В момент столкновения с грузовым судном «Петр Васев» М. А. Броун, по свидетельству оставшихся в живых коллег, находился на верхней палубе. Неоднократно принимавший участие в тренировочно-спасательных учениях судовых экипажей, он просто обязан был выжить в катастрофе. Этого не произошло, и тогда пошла гулять версия, что капитан Броун струсил и не прыгнул за борт, боясь утонуть. Среди тех, кто выжил, и тех, кто утонул, его не оказалось. В это просто не могли поверить жена и хорошо знавшие Михаила Абрамовича друзья. Они предположили, что он не стал спасаться и прыгать за борт стремительно погружающегося в море теплохода, а бросился, несмотря на смертельную опасность, спасать своих курсантов, которые находились в помещениях одной из самых нижних палуб.

Поиск погибших уже был прекращен, когда Аза Борисовна Броун обратилась к Гейдару Алиеву, возглавлявшему правительственную комиссию по расследованию причин катастрофы, с просьбой возобновить свернутые работы. Оказывается, жена капитана бывала в рейсах на этом судне, поэтому могла подсказать спасателям, где на затонувшем теплоходе надо было искать ее мужа и курсантов. Так и вышло: водолазы-спасатели нашли руководителя практики и нескольких курсантов на одном из трапов, ведущих наверх с нижней палубы… Капитан-наставник думал не о себе. Ценой собственной жизни он пытался спасти своих учеников. Так кто Михаил Броун после этого, трус или герой?

Казалось, появились все основания с почестями похоронить преподавателя, погибшего при исполнении служебных обязанностей. Да, предполагалось провести в мореходной школе траурный митинг, торжественно проститься с погибшим. Но ничего этого не было. Произошло нечто непонятное и оскорбительное для семьи, друзей и всей Одессы.

Вот строки из обращения к Президенту Украины Л.Д.Кучме от 29.12.1997:
«Я, жена капитана дальнего плавания Броун Аза Борисовна, еврейка по национальности, и мой муж Броун Михаил Абрамович вдоволь натерпелись от дискриминации в отношении лиц еврейской национальности в Черноморском пароходстве во время, когда им руководил так называемый «ленинец» Данченко. Именно в эти годы высококвалифицированный капитан — мой муж, был низведен до уровня рядового, и ему пришлось работать преподавателем в мореходной школе. Во время трагедии с т/х «Адмирал Нахимов» мой муж погиб как настоящий герой: он не бросился за борт, спасая себя, как это сделали другие, а бросился вниз к своим воспитанникам-курсантам, чтобы спасти их. Внизу, на самой нижней палубе, он успел собрать курсантов и с ними пробивался на верхнюю палубу. Но они не успели, поскольку теплоход продержался на плаву после столкновения не более пяти минут».

Итак, тела капитана и курсантов были найдены и подняты на поверхность. Оставалось отдать им последние почести. Но… «Сохраняя традиции дискриминации, новое руководство пароходства продолжило линию издевательств даже над мертвым, — написала в своем обращении Аза Борисовна. — Вначале намеревались гроб с телом моего мужа поставить в здании мореходного училища, чтобы курсанты могли проститься с ним. Но этого не произошло. Гроб привезли во двор дома, где я проживаю, и бросили его, никого при этом не предупредив, в том числе и меня, жену…».
Есть все основания полагать, что такое отношение к заслуженному человеку связано не только и не столько с национальностью Михаила Абрамовича. Михаил Абрамович Броун был опальным капитаном и в открытую возмущался пароходскими беспорядками.

В конце концов харьковчанин Михаил Броун был похоронен. Его могила находится на центральной аллее Слободского еврейского кладбища Одессы. На мраморной плите — фото человека в морской форме: почти вся жизнь и трудовая деятельность уроженца сухопутного Харькова была связана с морем. И похоронен он в приморском городе.
Я не знаю, продолжает ли проживать в Харькове его родной брат Олег Абрамович, 1926 г.р., и жив ли он вообще, но мне известно, что у Михаила Абрамовича есть дочь Ирина и сын Владислав, любимая внучка, и что несколько лет назад семья капитана эмигрировала в США.


Дом, в котором жил Михаил Броун (ул. Рымарская, 26. Харьков).
Фото Л. Леонидова

В роковом рейсе отставной капитан руководил плавпрактикой курсантов «шмони», школы морского обучения. Когда на лайнере погас свет, Михаил Абрамович не прыгнул за борт, а побежал вниз, к подопечным, — будущие мотористы, как водится, ютились на самой нижней палубе. Капитан Броун вел своих салажат кратчайшим путем через аварийный выход машинного отделения, но люк оказался заварен…
     Тела погибших практикантов и их руководителя водолазы извлекли через вырез в борту.
     На могильной плите уже пятнадцать лет парит чайка, душа моряка, вдали зловещий силуэт двухтрубного «Нахимова».

     Михаил Абрамович порывался взять в учебный рейс внучку, но, к счастью, не взял. Говорят, он был идеальным дедушкой.

3

***

А вообще, за месяц до гибели лайнера, специальная комиссия Черноморского пароходства, обследовав состояние «Адмирала Нахимова», пришла к выводам, что шестидесятилетнее немецкое судно пора списывать.   Однако пароходство все же решило отправить его в августе в круиз, который планировался как последний. На нем, кстати, перед сдачей корабля в металлом планировалось  снимать художественный фильм «Катастрофа»…

teplohod_nachimov_1

Трагедия на «Адмирале Нахимове» произошла 31 августа в 23ч 20 мин.
Фотографии этих людей представлены на сайте памяти пассажиров «Адмирала Нахимова». Они были из разных городов и республик Советского Союза, были разных национальностей. В большинстве своем — незнакомые между собой люди. Объединила их одна большая трагедия, одна Судьба на всех…

Nachimov_pamyatnik

О памятнике, посвященном жертвам черноморской катастрофы рассказано на сайте памяти «Адмирала Нахимова» и его пассажиров:

…Через год после катастрофы, на мысе Дооб, самом ближайшем от места гибели «Адмирала Нахимова», был установлен памятный знак   дань памяти всем 423 погибшим пассажирам и членам экипажа.
Ежегодно сюда приезжают родственники погибших из всех уголков бывшего СССР. Если раньше их было по 150-100 человек и нужно было по 2-3 катера, они выходили к месту гибели парохода, чтобы возложить на братскую могилу венок, то теперь их все меньше и меньше. Черноморского пароходства, которому принадлежал пароход «Адмирал Нахимов», больше не существует…

С 1997 года ежегодно, 31 августа благотворительный фонд помощи семьям погибших на «Адмирале Нахимове» — «Нахимовец» под руководством Г.В. Андриевской организует «вахты памяти» — поездки в город-герой Новороссийск.
Каждый год, 31 августа, в 10 часов от причала на набережной морвокзала отходит катер. Люди, потерявшие в этой катастрофе своих родителей, детей, внуков, друзей отправляются в море — на место, где до сих пор на дне лежит погибший пассажирский лайнер, чтобы опустить на воду венки. У всех пассажиров катера в руках цветы. По прибытию на место катастрофы, катер ложится в дрейф…

Объявляется минута молчания…
…Включив сирену, катер начинает описывать круги вокруг места гибели судна. На воду летят цветы. Через некоторое время небольшой участок моря будет весь покрыт венками и цветами. После, на берегу, состоится поминальный обед.
Вечером автобус с людьми отправится на мыс Дооб, к памятнику. Здесь, спустившись на несколько ступенек вниз, каждый найдет дорогое для себя имя и будет украшать его венками из цветов и зажигать свечи.
Отсюда, поздним вечером открывается прекрасный вид на Цемесскую бухту и город Новороссийск. Но большинству из тех людей, находящихся в этот момент здесь, вновь покажется сияющий огнями, выходящий из бухты «Адмирал Нахимов», когда еще ничего не предвещало беды. И повернуть бы время вспять, и проплывет мимо мыса Дооб пассажирский пароход — дальше, на юго-восток, в порт Сочи… И все останутся живы…

Когда часы покажут ровно 23 часа 20 минут — включатся сигналы и сирены, зажгутся огни. В эти минуты каждый еще раз помянет своих близких, трагически погибших в ночь на 1 сентября 1986 года.

Прошло тридцать лет…

Светлая память всем им , чья жизнь так жестоко и бессмысленно оборвалась.

310804

6 thoughts on “«Адмирал Нахимов». 31 августа 1986. Михаил Броун погиб со своими курсантами.

  1. Я вспомнил статью, посвященную гибели лайнера в «Вечерней Одессе». Она появилась уже в годы перестройки, когда можно было писать о многом. Не помню автора статьи, но отдельные её моменты помню. «Адмирал Нахимов» в самом деле должен был сниматься в фильме. И назывался этот фильм «Титаник». Администрация знаменитого фильма и компании вели переговоры о затоплении судна и гибель лайнера сорвала эти кадры. Лайнер вышел с роковым опозданием, потому что на нем ждали приезда генерал-лейтенанта КГБ по Одесской области с внуком. По слухам их водолазы нашли в запертой кем-то каюте.
    Что касается курса сухогруза «Петр Васев», то его капитан на суде утверждал, что при ясной погоде, когда хорошо просматривалась бухта и был виден выходящий из неё лайнер, он получил из диспечерской порта приказ вести судно не визуально, а по локатору. Именно этот приказ и привел к столкновению, так как отклонение курса по локатору и составило те несколько градусов, которые и создали аварийную обстановку. Ещё в этой статье говорится о спутнике-шпионе, который и пролетал в этот отрезок времени над акваторией. Иными словаи, выйди «Адмирал Нахимов» точно по рассписанию( а это был единственный случай в практике круизных лайнеров ЧП, когда пассажирский лайнер вышел не по рассписанию), никакого столкновения не случилось бы. Об этом же нам говорил боцман лайнера, член Одесскогояхт-клуба Ж.Лобода, который спас десятки жизней и сам уцелел.

    • Lina Gorodetsky

      Цепочка роковых ошибок, как обычно, человеческий фактор, и трагедии было не миновать… Спасибо, что поделились, Александр.

  2. Иосиф Скарбовский

    Уважаемая,Лина!
    Большое спасибо за эту информацию И, хотя я лично многое читал об этой трагедии, Вы освежили в памяти те события , когда мы ещё были Там. Если Вас не затруднит, то напишите о подвиге старпома п/х «Сибиряков», еврея по национальности. Такими людьми можно и нужно гордиться. С уважением, Иосиф Скарбовский

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s