Однажды, в Хевроне… Год 1929

Стандартный

В Хевроне  нынче живет небольшая еврейская община. Люди, которым дорог этот уголок Эрец Исраэль настолько, что они готовы отказаться от многих благ и удобств жизни в современных городах и поселках и растить своих детей в древнем городе, с которым связано так много страниц еврейской истории.

Еврейская община в Хевроне существовала с библейских времён. Город неоднократно упоминается в Ветхом Завете. В Хевроне, согласно иудейской и мусульманской традиции, похоронены праотцы еврейского народа Авраам, Исаак и Яков с жёнами, а сам город является одним из четырёх, священных для иудаизма. Хеврон семь лет пробыл столицей царства Давида до переноса её в Иерусалим. А с тринадцатого века еврейский квартал, выстроенный вокруг синагоги «Авраам Авину», существовал там постоянно.

4

Но не о далекой еврейской истории хочется вспомнить сегодня. О событиях, которые происходили в 20 веке. 24 августа 1929 года вошло в историю черным списком погибших, похоронами, стонами и и болью раненных. И, незаживающей болью души.

24 августа 1929 года — годовщина хевронского погрома. Да, мы больше по привычке читаем о погромах в Украине, России и Молдавии. О бандах, терроризировавших еврейское население больших городов и маленьких местечек Российской империи.

Хочется вспомнить и о тех евреях, которые пострадали в погроме, устроенном арабскими молодчиками…

Погром в Хевроне стал продолжением беспорядков в Иерусалиме. Предполагается, что многие погромщики специально прибыли из Иерусалима и были ярыми подстрекателями тех трагических событий.

Это была суббота, черная суббота еврейской общины древнего города. В восемь часов утра толпа, вооружённая кольями, ножами, вилами и топорами вышла на улицы Хеврона. Двое еврейских юношей были убиты почти сразу. Попытка полиции, вооружённой дубинками, остановить погром была неудачной, и толпа двинулась на еврейский квартал.

Далее произошло событие, о котором хочется рассказать отдельно. Большим уважением в Хевроне пользовалась семья Слоним. Яков Слоним был раввином, а его сын Элиэзер Дан Слоним-Двек — банкир и член городской управы. Он, кстати, узнав что возникла угроза погрома,  предложил всем желающим евреям укрыться у него в доме, и многие ашкеназские жители города приняли это приглашение.

Знаете, почему ашкеназские? Любопытный нюанс. Хевронская община, состоявшая в основном из сефардских евреев, относительно мирно уживалась с соседями-мусульманами. А вот отношения между арабским населением и студентами ашкеназской ешивы «Слободка», были напряжёнными. И арабы именно их считали сионистами.

Погромщики  предложили раввину Якову Слониму сделку: жизни евреев-сефардов будут сохранены, если ашкеназов выдадут на расправу арабам. Раввин отверг это предложение и был убит на месте. Он стал одним из 67 евреев, убитых в ходе погрома. Ещё 53 хевронских еврея были ранены.

3

Справедливости ради надо сказать, что многие  хевронские евреи спаслись, найдя убежище в арабских семьях. 28 арабских семей дали приют своим еврейским соседям.  Известно имя арабского врача, доктора Абдала Аала, который предоставил убежище в своем доме еврейской семье,  а позже ходил по городу, оказывая  помощь пострадавшим евреям, хотя очень рисковал при этом.

Часть жителей города укрывались в здании британской полиции. Даже после окончания погрома евреям не разрешали покидать здание полиции, чтобы не «бесить погромщиков».

Вот так, чтобы не быть «красной тряпкой» для арабского быка, и выселилили евреев из древней еврейской столицы. После подавления беспорядков британские власти приняли решение эвакуировать еврейское население Хеврона и Газы. Некоторое количество евреев впоследствии вернулось в Хеврон, но их вновь эвакуировали, когда началось арабское восстание 1936-1939 годов.

Много воды утекло с тех пор…

House_destruction,_Hebron_1929

Hebron_1929

 

В следующий раз евреи вернулись в Хеврон в 1967 году, после Шестидневной войны.

2

Сегодня евреи проживают в поселении Кирьят-Арба и в трёх кварталах старого Хеврона. А о прошлом города рассказывают залы музея, открытого в Хевроне, в здании «Бейт-Хадасса». История «ишува», остановивший жизнь еврейской общины, кровавый погром 1929 года, освобождение Хеврона в дни Шестидневной войны 1967 года и возвращение евреев в город… Музей создан руками замечательного художника, жителя Хеврона Шмуэля Мушника.

7

Мне искренне жаль, что его не посещают тель-авивские и хайфские школьники, изучающие историю своей страны. Одно посещение музея могло бы заменить несколько импотентных и скучных школьных уроков и дать ребятам материал для серьезного и эмоционального размышления. Но вряд ли в ближайшие годы посещение Хевронского музея будет включено в учебную программу. Впрочем, большинство моих знакомых коренных израильтян, любознательных туристов, каждый год выезжающих за границу в поисках новых впечатлений, сказали мне, что никогда не были в Хевроне…

Gorodeckaja5

А новую историю еврейского Хеврона можно отсчитывать с 1967 года, когда сразу после освобождения Иерусалима в город въехал Главный раввин Армии Обороны Израиля генерал-майор Шломо Горен. Он повесил бело-голубой флаг над пещерой Праотцев (Меарат ха-Махпела), внес свиток Торы и впервые за многие годы помолился там.

Впрочем!! Обратите внимание…  вслед его «самоуправству» уже летела телеграмма, подписанная министром обороны: израильский флаг над пещерой Праотцев снять и свиток Торы вынести. Прибывший Моше Даян заверил местных жителей, что «Меарат ха-Махпела» останется мусульманской мечетью. И еще долгое время верующим евреям пришлось отвоевывать свое право молиться там. Сегодня для еврейского населения открыты маленькие залы Авраама и Сары, Якова и Леи. Огромный зал Ицхака и Ривки с выходом в сами пещеры находится в мусульманской части здания и открыт для евреев только десять праздничных дней в году.

Gorodeckaja6

О своей поездке в Хеврон я расскажу в отдельном материале. А сейчас, хочу вспомнить тех, для кого день 24 августа 1929 года стал роковым.

На этих крошечных фотографиях сохранились лица некоторых из жертв Хевронского погрома. Их убивали за то, что они евреи….

Светлая Память всем жертвам террора…

И я рада, что эти фотографии сделаны мною в Хевроне… Значит, Жизнь продолжается.

Gorodeckaja7

 

5

Advertisements

3 thoughts on “Однажды, в Хевроне… Год 1929

  1. Лина,здравствуйте!Сейчас я могу поговорить с Вами.Прочитав все это,я заплакала.И это я!Не ожидала я от себя такой реакции!Бывает,что поздно вечером,особенно когда у меня на душе совсем темно,я ухожу гулять.Одна.Я живу в Иерусалиме,в Гило,הרי גילה — слышали?Нашим соседом является та знаменитая арабская деревня בית — דגילה.Я как — то случайно разговорилась с не молодой арабской женщиной на остановке автобуса.она говорила на иврите.Она мне сказала:’Что с нами случилось?Раньше мы дружили семьями и ходили друг к другу в гости.А что сейчас?».Когда я еду в центр города из Гило,то около поворота на большое шоссе דרך חברון есть арабское кафе и там же их остановка.Там много арабов сидят на корточках.Лина,как некоторые из них смотрят на евреев!Лина,я вспомнила нашу беседу про Ариэля Шаарона и про Азу.Вы понимаете чего стоило ему принять такое решение?Он,талантливый военный и настоящий политик,который прекрасно знал о цене Азы для Израиля,он ушел оттуда!Он ушел оттуда не смотря ни на что!Жизни,жизни людей были причиной для этого его решения!Вероятно именно это его решение во многом и было причиной его тяжелого заболевания.Извините,я отвлеклась.Просто когда поздно вечером я брожу одна по Гило,я думаю — что будет с моей страной?Сможем ли мы выстоять против этой вражды?Хеврон.Лина,как говорил Бен Гурион?Боюсь ошибиться,но он говорил,что Израилю ни в коем случае нельзя терять Иерусалим,Голаны,Хеврон?Я не знаю.Я не знаю,что будет.Я не знаю,что делать.Дилемма — с одной стороны все это наше,это наша земля и наша история.С другой стороны,мы за все платим жизнью и здоровьем наших солдат.А с третьей стороны самое страшное — заключив договор с этими людьми мы не имеем никакой гарантии на соблюдение условий договора.Что делать,Лина?

    • Lina Gorodetsky

      Юлия, вы очень тонкий думающий человек. Трудно быть таким человеком, я знаю… И еще знаю, что скорее всего ответов на ваши вопросы нет ни у кого, включая членов нашего Кнессета. увы..

  2. Да нет,я самый обычный человек.Я хочу обычной мирной жизни с любимыми людьми и любимой работой в моей стране.Лина,спасибо за Ваши интересные публикации и хорошей Вам субботы!

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s