Трагедия израильского самолета. Три тысячи долларов — цена человеческой жизни.

Стандартный

Памяти пассажиров и членов экипажа самолета авиакомпании «Эль-Аль», погибших 27 июля 1955 года. Трагедия израильского самолета в недружелюбном болгарском небе вспоминается теперь редко…

Это был регулярный гражданский рейс небольшого израильского самолета марки Lockheed Constellation, летевшего из Лондона в Лод через Париж и Вену. Но из-за непогоды в небе Югославии самолет сбился с курса и оказался в воздушном пространстве Болгарии.

Около него моментально оказались военные болгарские самолеты. Новые истребители модели МиГ-15 взяли в клещи израильский лайнер и приказали ему следовать за ними на военную базу западней Софии. Пилот «Эль-Аль» подчинился указанию и готов был направиться по указанному маршруту.

А затем произошло непредсказуемое. Болгарские военные открыли огонь по безоружному гражданскому самолету. Он рухнул на землю, похоронив 51 пассажира и семь членов экипажа. В этой трагедии не выжил никто.

Это произошло в холмистой труднодоступной местности, недалеко от болгаро-югославской границы, в районе живописной реки Струма.

В самолете летели пятнадцать израильтян, среди них офицер Пинхас Бен-Порат, киббуцник и ветеран «Пальмаха». Он был первым пилотом, осуществившим авиаудар во время защиты израильских границ. Бен-Порат проходил стажировку, чтобы переквалифицироваться и начать работать в гражданской авиации.

Капитаном и экзаменатором в этом рейсе был летчик Стенли Реджиленд Хинкс, бывший летчик королевских ВВС Великобритании и ветеран Войны за независимость.

На борту самолета также находились стюардесса Сара Ачеркан, стюарды Альберт Эльхадаф и Леон Тейсер,  бортинженер Сидней Чалмерс и радист Рафи Гольдман


стюардесса Сара Ачеркан

Среди погибших было двенадцать американцев, шесть французских граждан, пять граждан СССР, по четыре человека из Канады, Великобритании и ЮАР, по трое граждан Западной Германии, Польши, Австрии и Швеции. Гражданство еще двух пассажиров осталось неустановленным.

Останки погибших пассажиров были захоронены в братской могиле на тель-авивском кладбище Кирьят-Шауль. Над могилой установлен памятник — в виде крыла самолета, а на нем надпись: «В восьмой день месяца ава 5715 года от злодейской руки пятьдесят восемь мужчин, женщин и детей погибли в пламени по дороге на родину». Раввин Шломо Горен прочитал специальную молитву. Это было 5 августа.

Через год на юге страны в округе Лахиш появился мошав, названный Нир Хен, в память о погибших людях. Хен, расшифровывается как «хет нун», по гематрии, числовое значение — 58.

Гибель израильского самолета в болгарском небе — одна из самых трагических и одновременно загадочных историй, тайна которой полностью не раскрыта до сих пор.

Одна из теорий — это пребывание на борту самолета израильского разведчика, агента «Мосада» Эрана Бен-Дора, покинувшего Лондон после того, как его деятельность против СССР была раскрыта британской контрразведкой. Он мог стать мишенью, но это лишь теория.

На протяжении двух суток после расстрела самолета на месте его падения орудовали болгарские солдаты и местные крестьяне. Было растащено все, что можно было растащить. Пропали личные вещи погибших и многие обломки самолета. Было ли это сделано только с целью мародерства, или болгары были заинтересованы в том, чтобы большинства улик не оказалось на месте, когда прибудут члены организованной комиссии, неизвестно.

Кстати, израильтян болгарские власти практически не допустили на место трагедии, отнеслись к ним весьма недружелюбно. Нельзя забывать о том, что холодная война была в самом разгаре.

Военные самолеты марки Lockheed Constellation были приобретены Израилем у США и переоборудованы в гражданские. В них помещалось шестьдесят три человека. И они часто использовались для доставки в страну новых репатриантов.

Специалисты, занимающиеся этой трагедией, утверждают: приблизившись к самолету, можно было сразу определить, что он относится к гражданской авиации. А болгарские истребители приблизились к нему на достаточное расстояние, чтобы увидеть эмблему «Эль-Аль» — шестиконечную звезду.

Тем не менее, они открыли огонь на поражение, практически изрешетив самолет, который после первых залпов еще пытался сохранить равновесие и приземлиться. Они не оставили ему никаких шансов.

Международного конфликта не случилось. Израильские власти по разным причинам не подняли скандала. Во время похорон 5 августа выступил премьер-министр Бен-Гурион, обвинив болгарские власти в бесчеловечном поступке и пообещал, что будет добиваться истины.

Болгарские власти, поменяв несколько версий, в то время отказались признать вину в гибели самолета. Израиль подал иск в Международный суд в Гааге, и через несколько лет семьи погибших получили от Болгарии компенсации.

Цена человеческой жизни оказалась равна трем тысячам долларов.

В 2003 году, спустя 48 лет, на месте трагедии (уже другими руководителями Болгарии) был установлен памятник погибшим пассажирам и членам экипажа рейса 4X-AKC.

Когда спустя годы появился доступ к болгарским военным архивам того времени, стало ясно, что крушение самолета ни в коем случае не было несчастным случаем. Израильский лайнер был сбит.

Оба летчика МиГ-15 получили тюремное наказание. Один из них потерял рассудок, и остаток жизни провел в психиатрической больнице. А вот получили ли наказание те, кто дал им указание стрелять по самолету, — об этом история умалчивает.

**

Отдельно хотелось бы познакомить читателей с судьбой стюардессы Сары Ачеркан. Я познакомилась с ее родными и услышала от них совершенно необычную историю.

Девичья фамилия Сары Ачеркан – Измайлова. А еще вернее – Орлова. Мама Сары – полная тезка знаменитой актрисы Любовь Орлова, отца звали Иван Трофимович Орлов.

И жили Иван да Люба в далекой России, в Ставропольском крае, их хутор «Березкин» был расположен на многоводной реке Терек. Да только что-то подняло семью Орловых и отправило в странствия, поиски смысла жизни, поиски новой родины. Эти странствия привели Орловых в Турцию, в Константинополь. Был 1920 год. И там, и произошел переворот в образе жизни русской семьи. Они приблизились к иудаизму. Иван стал Абрамом, Люба – Леей. Поменяли они и фамилию, став Измайловыми. А из Константинополя судьба странными зигзагами привела их в Палестину, в Хайфу.

Четверо детей вырастили Абрам и Лея. Вера (Двора) родилась в России, Рая ( Адина) в Константинополе. Младшие дети Иосиф и Сара родилась уже на Земле Обетованной.

Абрам Измайлов работал в кооперативе «Эгед», его не стало в 1992 году, намного раньше умерла жена Лея, она похоронена в Кирьят Тивоне.

А судьбы у детей сложились по разному.

Старшая сестра Вера, вышла замуж за сына иммигранта из России Ивана Лисицына. У них родились два сына – Михаил и Владимир и дочь Татьяна. В 1955 г семья Ивана Лисицына вернулась в Россию.

Средняя сестра Раиса вышла замуж за отставного английского офицера Джефри Джонстона. Некоторое время они прожили в Египте, а потом перебрались в Австралию. У них родились сын Марк и дочь Дженифер.

А вот дети, родившиеся в Палестине навсегда связали свою судьбу с Землей Обетованной.

У брата Иосифа родились две дочери и сын. Все его потомки живут в Израиле.

А самой короткой и трагической была судьба младшей дочери Сары. Молодая, красивая, улыбчивая женщина…Она работала стюардессой, вышла замуж.

Сара Ачеркан ждала ребенка и решила уйти с работы. Рейс Лондон – Тель-Авив 27 июля 1955 года должен был быть ее последним рейсом. Он и стал последним во всех отношениях…

Еще более трагичной эта история оказывается, когда я узнала от ее внучатой племянницы о том, что Сара не должна была лететь этим рейсом, она поменялась с коллегой, так как хотела купить в Лондоне швейную машинку. Как часто человеческими судьбами распоряжается случай…

**

Самолет этот выполнял также почтовую миссию, и мешок с письмами, частично сгоревшими, но сохранившимися, был доставлен в Израиль. Те письма, которые было возможно восстановить, отправили по адресатам с необычным штемпелем

«Письмо пережило катастрофу самолета, сбитого в болгарском небе 27 июля 1955 года».

Люди не выжили в этой трагедии. Большинство личных вещей их было украдено. Письма иногда живут дольше людей…

Трагедия израильского самолета. Три тысячи долларов — цена человеческой жизни.: 10 комментариев

  1. Тамара

    Интересно было бы узнать имена тех 5-ти граждан СССР. Версия, что пребывание на борту самолета израильского разведчика, агента «Мосада» Эрана Бен-Дора, покинувшего Лондон после того, как его деятельность против СССР была раскрыта британской контрразведкой, мне совсем не кажется заслуживающей внимания. Раскрытый агент не может быть интересен, а уж мертвый, тем более.

    • АНдрей Мещанинов

      Какой самолет над Украиной Вы имеете в виду? В 2014г или лет на 10 раньше? Более ранний, насколько мне известно, был сбит украинскими ВС и это тогда было признано всеми и Украиной в частности.

  2. Владимир

    Спасибо за статью. Сара Ачеркан (Лисицына) — это сестра моей матери Лисицыной Веры Ивановны.
    Лисицын В.И.

    • Lina Gorodetsky

      Спасибо, что написали, Владимир! Я когда писала статью, так хотела найти людей, знающих эту историю не по наслышке. А расскажите немного о ней, пожалуйста, если вам не трудно. Я добавлю в статью, чтобы и другие читатели знали о вашей тете.

      • Алина

        Сара Ачеркан происходила из семьи русских, переехавших в Палестину после революции. У нее было 2 старших сестры и брат. Она сама родилась уже в Палестине. Работала стюардессой, вышла замуж. Это был ее последний рейс, она была беременна и уходила с работы. Причем она не должна была лететь в Лондон, она поменялась с коллегой, так как хотела купить там швейную машинку

      • Lina Gorodetsky

        Алина, какая необычная судьба! И как грустно. Спасибо, что откликнулись. Я напишу вам на мейл, может быть, вы вы сможете рассказать о ней чуть больше.

Оставьте комментарий