Оборванный рейс… Памяти погибшего лайнера. В небе над Черным морем.

обложка-на-сайт-для-катастроф1
Стандартный

4 октября  — день трагической гибели новосибирского самолета Ту-154 над Черным Морем. Это случилось в 2001 году. Сколько бы не прошло лет, в семьях семидесяти восьми пассажиров и членов экипажа этого рейса до сих пор оплакивают своих близких. Через несколько часов после взлета, на высоте 11000 метров  самолет рухнул в Черное море…

Спустя год после катастрофы над Черным Морем мне в журналистской поездке пришлось сопровождать группу близких родственников жертв этой трагедии. Так как подавляющее большинство погибших были русскоязычными израильтянами последней Алии, ими занималась организация СЭЛА, помогающая новым репатриантам в кризисных ситуациях. Тогда я познакомилась со многими семьями, узнали их истории. У каждого был свои планы на эту поездку в Сибирь. У кого-то дела, встречи с родственниками, друзьями, дни рождения. Грустные и веселые поводы.

Разные истории и разные судьбы. Рядом со мной в автобусе в той поездке ехала Наташа Щербакова с дочерью Иланочкой. В самолете летела Софья, ее мама. Ей было только пятьдесят лет. Софья долго собиралась в Россию, наконец, купила билет на рейс 4 октября. Это был день рождения ее мужа, умершего в 46 лет и похороненного в Новосибирске. Софья собиралась побывать на его могиле, а затем погостить у младшего сына. Не успела…

Наташа проводила маму в аэропорт и вернулась в Сдерот. Практически сразу узнала о трегедии над Черным Морем. Невозможно было осознать, что мамы больше нет. Со страшной действительностью пришлось столкнуться в Сочи, где родственников погибших встретили представители местных органов. И долго еще в ушах Наташи звучало их «приветственная» фраза: «Сейчас вас будут допрашивать». Три дня на солнечном Кавказе Наташа смогла выразить одним словом —  Шок.

Наташе «повезло». Она вернулась в Израиль с телом матери. И с тех пор, день рождения отца и день гибели мамы стал одним грустным днем. Уже 14 лет…

Так развивались события 4 октября 2001 г. Хроника трагедии этого оборванного рейса. 

3 октября 2001 года т самолет Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь» совершал рейс SBI1811 по маршруту Новосибирск — Сочи — Тель-Авив и обратно в Новосибирск. На пути в Израиль самолет совершил посадку в Сочи с целью дозаправки топливом.

А на завтра рейс вылетел из международного аэропорта   Бен-Гурион в обратном направлении. Это было в 10:00 по израильскому времени. На его борту машины находились 66 пассажиров и 12 членов экипажа.

Это был регулярный рейс, который совершал Ту-154 авиакомпании «Сибирь» по маршруту Тель-Авив — Новосибирск. Последний раз лайнер вышел на связь в 13.44, после чего пропал с экранов радаров. На высоте 11000 метров  он рухнул в Черное море.

Примерно через три минуты Гарик Оганесян, командир самолета Ан-24, летевшего с Ту-154 параллельным курсом, передал диспетчерам, что слева от него произошел мощный взрыв, после чего неизвестный самолет потерял управление и упал в море.

фото главная

После этого на пульт диспетчера поступило сообщение от пилота другого Ту-154, тоже летевшего из Тель-Авива. По словам командира экипажа, в 180 км юго-западнее Сочи он видел плавающие в море обломки самолета.

511163

После недолгих сборов туда отправились несколько вертолетов и четыре спасательных судна. Когда они прибыли на место трагедии, на поверхности моря плавали обломки самолета, личные вещи пассажиров и тела погибших. В этой катастрофе не выжил никто.
Представители авиакомпании «Сибирь» сообщили, что среди 66 пассажиров только 15 человек были гражданами России, остальные — израильтяне. Этим рейсом летел и заместитель генерального директора компании «Сибирь» Виктор Алексеев.

Версию теракта категорически отвергли представители таможенной службы аэропорта Бен-Гурион в Израиле, утверждавшие, что все пассажиры, которые поднялись на борт самолета Ту-154, прошли жесточайший таможенный контроль, и ни один человек просто не смог бы пронести в самолет взрывчатку. Наученные горьким опытом, у нас в стране  очень жестко относятся к мерам безопасности. Каждый улетающий из страны обязан пройти индивидуальное собеседование с представителями Службы безопасности Израиля. Разговор ведется на русском или английском языке прямо в аэропорту, в секции регистрации авиабилетов. Багаж пассажиров тоже досматривается особым образом. Все сумки проходят через декомпрессионные камеры.

Агентство Ассошиэйтед Пресс предположило, что Ту-154 сбили террористы. Однако эту версию посчитали маловероятной. Самолет летел на высоте 11000 м. Ни один из существовавших переносных зенитно-ракетных комплексов (ПЗРК) не мог поразить цели на таких высотах.

Другая версия. Трагедия совпала по времени с крупномасштабными учениями, проходившими на военном полигоне Чауда в районе Феодосии. На них отрабатывались учебно-боевые задачи по обнаружению и уничтожению воздушных целей условного противника зенитными комплексами, выполнялись полеты самолетов ПВО. В частности, осуществлялись боевые пуски ракет зенитно-ракетных комплексов С-200.
О начале этих учений украинские военные сообщили заранее. По принятой во всем мире практике как минимум за две недели до боевой работы все заинтересованные ведомства оповещаются о закрытии района стрельб для пролета гражданских и военных самолетов. Сам район учения относят по меньшей мере на 30 км от международных и внутренних авиалиний. Но стопроцентной гарантии безопасности в таких случаях обычно никто не дает.

Предположение, что пассажирский самолет сбит по ошибке одной из этих ракет, украинская сторона отвергла.

Самолет упал далеко в море. И хотя его обломки из тех, что остались на поверхности, были подняты, основная часть, включая и «черные ящики» так и осталась лежать на глубине около 2000 м, а дно покрывал 6-метровый слой ила.

Постепенно все таки основной становится «ракетная версия» гибели Ту-154. В обломках самолета, поднятых со дна, обнаружены небольшие круглые отверстия. Ракета комплекса С-200 как раз снаряжена тысячами стальных шариков, которые выбрасываются при приближении к цели. Характерные следы имелись и на извлеченных из Черного моря телах погибших пассажиров авиалайнера.

Леонид Кучма 10 октября  произнес не самые мудрые слова для такого случая: «Не надо делать из этого трагедии. Такое случается не только в Украине. Посмотрите вокруг: в мире, в Европе — не мы первые и не мы последние, ошибки встречаются везде».

По этому поводу пресс- секретарь израильского премьер министра Ариэля Шарона сказал от его имени: «Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибло 78 человек, большинство из которых были израильтянами — для нас это величайшая трагедия

***.

После этой трагедии сегодня минуло 14 лет.

25-летняя Ади хотела увидеть Сибирь. Но ее мечте не было суждено сбыться. Она погибла в том роковом рейсе. Ее мама Ализа тоже считает, что ей «повезло». Она может прийти на кладбище и постоять рядом с могилой дочери.

Во время поисковой операции нашли только 13 тел, 65 человек остались вместе с обломками самолета на дне Черного моря.

PR20111004182235

***

Их проводили в Тель-Авиве. Ждали в Новосибирске. И не встретили… И никакие трагедии, которые сотрясают наш мир, не смогут смягчить боль личной потери каждого, кто потерял в этом рухнувшем самолете своих близких, мать, дочь, мужа… Без которых нужно учиться продолжать жить.

В Новосибирске установлены памятники членам экипажа и пассажирам погибшего самолета.

Безымянный4 (1)

51803308

34729138

Сегодня — четырнадцать лет этому оборванному рейсу….

One thought on “Оборванный рейс… Памяти погибшего лайнера. В небе над Черным морем.

  1. Что мы знаем о катастрофе над Чёрным морем 4 октября́ 2001 года.
    Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета (МАК),
    «На высоте 11 тысяч метров самолёт непреднамеренно сбила Украинская зенитная ракета С-200, выпущенная в воздух в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.»
    Вот все что мы знаем о этой катастрофе…
    Вроде все просто и понятно украинские ПВО в ходе учений, на которых присутствовал президент Украины Кучма сбили Российский самолет. Оказывается, не все так просто в событиях того трагического дня.Если немного покопаться в истории вопроса, то выясняется, что российскими и украинскими военными вместе в тот день проводились учебные стрельбы на полигоне 31-го исследовательского центра Черноморского флота Российской Федерации в Крыму.
    На мысе Опук: в присутствии делегаций 7 государств проводились учения. Использовались наземные зенитно-ракетные комплексы С-200, С-300, С-125, комплексы Бук и Куб, В учениях принимали участие украинские корабли фрегат «Сагайдачный» и корвет «Луцк», а также корабль ЧФ РФ «Пытливый», оснащённые зенитно-ракетными комплексами «Оса», принимали также участие в стрельбах по беспилотному самолёту-разведчику Ту-143, известному как мишень «Рейс». В общей сложности по цели было выпущено 23 ракеты.
    Все описанное ниже подтвержденно расследованием.
    Итак, Рейс SBI1812 вылетел из международного аэропорта имени Давида Бен-Гуриона в 8:00 UTC (10.00 по израильскому времени). В 9:39 UTC самолёт вошёл в зону ответственности № 7 Северо-Кавказского центра автоматизированного управления воздушным движением (СКЦ АУВД РФ) под названием «Стрела» и экипаж сообщил диспетчеру о пролёте пункта обязательных донесений ODIRA. Полет осуществлялся на высоте 11100 метров в пределах международной воздушной трассы Б-145, на которую не распространялись какие-либо ограничения, в том числе временные, действовавшие на период проведения учений вооруженных сил противовоздушной обороны России и Украины.
    В 9:45 UTC (13:45 по московскому времени) записывающий магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком. В дальнейшем в течение 45 секунд было зафиксировано ещё несколько сигналов от нажатия членами экипажа кнопки бортовой УКВ-радиостанции с последующими шумами и криками членов экипажа (в том числе фраза «…куда б…ь, она попала(о)…»), свидетельствующими о внезапном возникновении на борту воздушного судна аварийной ситуации. Практически одновременно с первым нажатием кнопки диспетчером было отмечено исчезновение метки самолета с экранов радара. Самолёт в это время находился на высоте 11 километров, примерно в 200 километрах юго-западнее города Сочи. В это же время экипажем находящегося в том же районе самолёта Ан-24 Армянских авиалиний было доложено о зафиксированной вспышке над ним.
    Координаты примерного места падения самолёта были определены 42°11′ с. ш. 37°37′ в. д. , что примерно в 280 километрах от Новороссийска.
    Для обывателя все вроде очевидно, но в ходе следствия установлены следующие факты.
    1. В 13:42 по Московскому времени было прекращено излучение радиолокационной аппаратуры комплекса С-200В Украинских ПВО.
    2. По данным контроля Российской РЛК «Геленджик» от 4 октября 2001 года в воздушном пространстве за 30 секунд до взрыва наблюдалась ракета 5В28 ЗРК С 200В на расстоянии 50 км от места катастрофы.
    3. В отчете утверждается, что мишень Ту-143 «Рейс» за три минуты до катастрофы Ту-154 была уничтожена огнем Российского ЗРК С-300 ПС, расположенного в 11 км от Украинского ЗРК С-200В.
    И тут оказывается все понятно, стоит только взглянуть на тактико-технические характеристики ракет систем ЗРК С-200 и С-300.
    Первое что бросается в глаза это то, что ракета украинского ЗРК С-200 технически не могла за 30 сек преодолеть расстояние в 50 км. до самолета Ту-154. (читайте характеристику ракеты тут: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1-200 ) Скорость полёта ракеты: 700—1200 м/с, в зависимости от дальности. То есть максимальное расстояние куда могла за 30 сек улететь ракета украинского ЗРК С-200 — это максимум 36 км.. Напоминаю, что расстояние от украинской ракеты С-200 до Ту-154 за 30 секунд до взрыва было 50 км.
    А дальше всплывают другие конструктивные различия ЗРК С-200 которые использовали украинские ПВО и ЗРК С-300 который использовали российские ПВО.
    ЗРК С-200 использует пассивную систему наведения ракеты на цель, а ЗРК С-300 использует полуактивную систему наведения ракеты на цель. Это означает что ракета ЗРК С-200 украинских ПВО могла поразить самолет только в том случае, если наземный локатор подсвечивал цель, а как установлено следствием за три минуты до взрыва Украинская радиолокационная аппаратура была отключена. То есть получается ракета Украинского ЗРК С-200 не была наведена на цель или уже поразила мишень Ту-143 «Рейс».
    А ракета ЗРК С-300 имеет более современную полуактивную систему наведения которая позволяет ракете самой наводиться на цель без использования подсветки с Земли.
    Путем короткого анализа можно предположить, что самолет Ту-154 АК «Сибирь» был сбит ракетой С-300 российских ПВО, которая захватила самолет как цель после того как украинская система ЗРК С-200 сбила нужную мишень на учениях.
    Еще очень странным и важным на фоне такой запутанной истории смотрится тот факт, что расследованием этой авиакатастрофы занималась не международная комиссия ИКАО, а комиссия из представителей России и Украины под руководством Секретаря Совета безопасности России, Владимира Рушайло. Такое чувство, что убийцы расследовали дело об убийстве, которое они же и совершили.
    Косвенным признанием того что Украина не причастна к гибели самолета АК «Сибирь» является и выступления Владимира Путина сражу же после катастрофы вечером 4 октября 2001 года (http://www.newsru.com/russia/04Oct2001/tu154_pu.html). Владимир Путин заявил, что украинские силы ПВО не могли сбить во время учений российский самолет Ту-154, упавший в четверг в Черном море.
    «Во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность.
    Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно», — заявил Путин.
    Возникает другой вопрос: «Почему Кучма в итоге признал то, что украинские ПВО сбили самолет?»
    У меня на него возникает только один ответ — Кучма получил хорошие деньги за признание вины за Путина. Не забывайте, что Путин в 2001 году только что еле-еле отвертелся со скандалом с АПЛ «Курск», а тут еще громкий скандал с гибелью граждан Израиля. Вот и пришлось уговорить Кучму и его военных взять на себя ответственность за погибших людей. Косвенным доказательством этого является тот факт, что суд Украины подтвердил невиновность военных в крушении Ту-154 в 2001 году.
    Третье. Основная часть самолета, включая «черные ящики» так и осталась лежать на глубине около 2000 м, где дно покрывает 6-метровый слой ила и доставать обломки РФ не намерена умышленно.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s