Маленькие «закулисные» секреты большой Оперы.

Стандартный

Театр начинается…с костюма, парика, подушечки для пудры, «шоколадного торта» и бесконечных репетиций. Приглашаю вас в маленькую виртуальную прогулку за кулисы израильского театра «Бейт- ха Опера».

Не буду оспаривать известную фразу: «Театр начинается с вешалки» … Но эта крылатое выражение актуально для зрителя, нарядно одетого и предвкушающего удовольствие от вечера в объятиях Мельпомены.

А для тех, кто ежедневно творит чудо новой постановки, театр начинается за кулисами. Там, за кулисами – целый живой мир, о существовании которого мы, конечно, догадываемся, но не достаточно близко знакомы с ним.

Приходя в театр, мы видим сцену со сложными декорациями, мы помним имена известных артистов, прославленных режиссеров.

А скажите, просматривая театральную программку, вы когда либо интересовались именем костюмера, гримера, дизайнера, осветителей сцены. Мавр сделал свое дело. Мавр может уйти?… Нет, конечно, не так. Они чувствуют свою непосредственную причастность к таинству театрального действа. Чувствуют удовлетворенность своей работой. Иначе, как можно часами создавать потрясающие костюмы разных эпох и народов, колдовать над макияжем каждого актера, упаковывать, чинить, волноваться о любой мелочи в реквизите, незаметной нам, но важной для театрального процесса…

В канун большого праздника музыки в нашей стране – Фестиваля Оперы в крепости Масада представители русскоязычных СМИ стали гостями Дома Оперы, расположенного в комплексе Тель-авивского Центра сценических искусств. Сопровождала журналистов пресс-секретать театр Йонат Бурмиль.

Торжественное начало фестиваля приближается и пред-подготовочные хлопоты – в закулисной атмосфере театра. Заканчиваются последние приготовления, дошиваются костюмы, складывается принадлежности макияжа, упаковывается все до последней мелочи. Ведь театральными подмостками крепость Масада служит лишь несколько дней в году и каждый раз вновь нужно готовиться, как в первый раз. Это напоминает переезд большого дома. И сегодня театральный коллектив настроен на одну волну, напоминающую цунами — успеть, успеть и успеть…

Две с половиной тысячи человек участвуют в подготовке этого праздника Музыки. Для израильских масштабов цифра грандиозная! Директор Театра Оперы Хана Муниц с первого июня переезжает на юг и будет там находиться денно и нощно, до последнего фестивального концерта.

Несмотря на цейтнот последних дней, нам были рады. И показали такие уголки театра, где не ступает нога нарядного зрителя, у которого театр начинается с вешалки.

***

В пошивочном цехе как раз работали над одним из платьев Виолетты Валери, главной героини «Травиаты». Менять наряды она будет неоднократно. Нам повезло наблюдать, как оно создается. Вернее увидеть — яркую, красную юбку, нижнюю деталь этого пышного платья. Она пока одета на манекен и над нею колдует Светлана Вишталюк. Света, по профессии художник – модельер, приехала из Магадана 14 лет назад. Строчка за строчкой, стежка за стежкой собирает она платье прекрасной героини оперы Верди. Всего, рассказывает заведующая пошивочным цехом Ирис Ретински подготовлено для оперы «Травиата» 350 костюмов. Большинство уже упаковано в коробки для переезда на Массаду.

DSCN9864 (Medium)

Парики – не менее важная часть внешнего вида героев оперы. В постижерном цехе с нами общалась Лариса Хаят, выпускница одесского театрального училища, художник – гример по специальности. Она рассказала, что сто двадцать париков создано для спектакля. Синтетические и натуральные, для ролей блондинов и брюнетов. Отдельные белые парики создавались для танцевальных сцен.

DSCN9883 (Medium)

***

А в гримерной все принадлежности макияжа для каждого актера упаковываются отдельно, чтобы все было под рукой и не возникало неразберихи. Двадцать гримеров отправляются на Масаду и будут жить в специально выстроенных караванчиках. Чтобы быть все время начеку.

Заведующая гримерным цехом Анат Ярон рассказала, как во время прошлого фестиваля прямо на сцене плохо почувствовала себя актриса, исполняющая партию Кармен. Ее нужно было заменить максимально быстро, чтобы не сорвать спектакль. Актрису, которая должна была продолжить спектакль, подготовили в течение двадцати минут. Парик, макияж, миллион пуговичек и кнопочек на одежде… и новая Кармен уже блистала на сцене.

DSCN9900 (Medium)

***

И настоящей кладовой любопытных находок можно считать мастерскую сценических аксессуаров, в которой хранятся различные театральные реквизиты, например, кринолины многоразового использования из папье — маше. А если вы будет счастливыми обладателями билетов в первых рядах и увидите на сцене шоколадный торт, украшенный аппетитными сочными клубниками, на облизывайтесь и не завидуйте актерам! Съесть его им не суждено. Зато бутафория вышла отличная, так же как и хорошо «запеченная» индюшка с зажаристой корочкой.

DSCN9947 (Medium)

Так что приятного аппетита им не пожелаешь, зато от всей души хочется пожелать успеха фестивалю Оперы. Пусть будет музыка в душе!

.***

Репетиции, репетиции и еще раз репетиции. Постороннему наблюдателю кажется, что каждое движение выверено, каждая нота пропета в нужной тональности. Но режиссер вновь и вновь останавливает артистов и объясняет свою позицию. Он видит эту сцену иначе. Мы побывали на технической репетиции сцены из оперы «Травиата». Ее проводил режиссер Михал Знанецку, генеральный директор Познаньской оперы, один из ведущих современных режиссеров, специализирующихся в оперных постановках под открытым небом. В Израиле в прошлые годы Знанецку ставил «Бал-Маскарад» и «Эрнани» Джузеппе Верди.

DSCN9999 (Medium)

Несколько лет назад Михал поставил в Краковском оперном театре «Евгения Онегина» Чайковского. В главной партии тогда выступил Мариуш Кветень, звезда нью-йоркской «Метрополитен-Опера». Принадлежит Знанецку и сильнейшая постановка «Турандот», настоящее мегапредставление на Вроцлавском олимпийском стадионе, во время которого режиссер использовал весь стадион для воспроизведения духа и обличья древнего Китая.

Можно только представить, как мистически будет воспроизводится изысканное обличье буржуазного Парижа девятнадцатого века в ночной иудейской пустыне под звездами Массады.

А пока режиссер работает с группой польских акробаток, участвующих в сценах оперы. Но певцы также принимали участие в репетиции, которую мы наблюдали. Партию Виолетты исполняла сопрано Аурелия Флориан, румынская певица, она поет на Масаде. А Альфред был тенор Гивен Нкоси, который не участвует в постановке «Травиаты», а исполняет сейчас в Опере партию графа в «Риголетто». Так как репетиция была технической и в первую очередь предназначалась для введения в действие акробаток на ходулях, то певцы могли себе позволить петь не в полный голос. Тем не менее, это было завораживающее действие. Тоненькая Аурелия Флориан в джинсиках так неподдельно вошла в образ Травиаты, что невозможно было не сопереживать ее страданиям. И все же Михал неоднократно останавливал репетицию, давая свои советы. И вновь рыдала Травиата, в которую оскорбленный отказом Альфред бросал купюры денег… И вновь девочки – акробатки падали на подложенные подушечки и вставали для продолжения своего дивного танца на ходулях.

DSCN9981 (Medium)

В перерыве Михал успел коротко пообщаться с журналистами. И вне репетиции он так же эмоционален и восприимчив. Об этом говорят его глаза и жесты… Михал сказал, что в своей работе над оперой «Травиата» ему наиболее важно поставить акцент на эмоциях главных героев, на открытии их сильных характеров. Показать страдания Виолетты, теряющей любимого человека во имя его блага. Михал уверен, что тема «Травиаты» вечна, как сама любовь.

***

Ну конечно же Любовь…. Она все еще движет миром. И она – главная героиня всех мировых опер. В этом году фестиваль Оперы расширил свои рамки, и жителей севера Израиля ждет его вторая сцена. В крепости древнего Акко пройдут дни музыки Моцарта. А журналисты увидели сцену из «Дон Жуана», которую снимали для анонса этого проекта. Думаю что фотографии смогут передать атмосферы этой репетиции.

DSCN9831 (Medium)

Так что и южная крепость Массада и приморская крепость Акко готовы принять своих зрителей. Июнь в Израиле становится праздником классической музыки. У нас в стране есть немало ее поклонников. Между прочим, строители сцены в крепости в Масаде, жители ближайших бедуинских поселков приглашены на одни из концертных дней. Так что ряды поклонников могуть увеличиться.

Хочется добавить, что в центре некоторых городов  юга Израиля, а также в районе Эмек Израэль будут установлены  плазменные экраны и  состоится бесплатная трансляция фестивальных концертов, которые советую жителям этих городов не пропустить.

И дополнительная информация:

Ежедневно во время фестиваля, крепость Масада смогут посетить порядка восьми тысяч человек. Их ждет не только встреча с изысканной оперой «Травиата», которая будет исполняться   — 12, 14, 16 и 17 июня 2014 года. В программе, помимо «Травиаты» Верди — также исполнение Девятой симфонии Бетховена, Реквиема и «Дон Жуана» Моцарта. Девятая симфония Бетховена будет исполнена Израильским филармоническим оркестром под руководством дирижера Кента Нагано 15 июня 2014 года при участии хора и солистов мирового уровня. 13 июня на Масаде пройдет концерт «Проекта Идана Райхеля» при участии музыкантов из-за рубежа. На протяжении всего фестиваля в гостиницах на Мертвом море будут проходить оперные концерты и лекции.

А в Акко, крепость которого станет одной из площадок оперного фестиваля, прозвучат в рамках «Уик-энда Моцарта» партии из оперы «Дон Жуан» 19 и 21 июня 2014 года, и Реквием — 20 июня 2014 года.

А пока приглашаю вас в маленькую виртуальную прогулку за кулисы театра «Бейт- ха Опера». 

Перед вами короткие видеозаписи, сделанные мною во время  репетиции оперы «Травиата» :

 

А открыв фотогалерею, вы сможете пройти за кулисы театра вместе со мной… Скучно там не бывает. 

 

Материал опубликован в он-лайн журнале «Исрагео«

Реклама

Маленькие «закулисные» секреты большой Оперы.: 5 комментариев

    • Lina Gorodetsky

      Эмма! Благодарю и вас за отклик. Надеюсь, что следующие мои материалы также будут вам интересны!

  1. MaaYana

    Лина, столько интересных подробностей! прелесть что такое! Спасибо. Надеюсь «вашими глазами» увидеть хотя бы один спектакль. К сожалению, никогда не было возможности самой посмотреть. Слежу по сообщениям в Фейсбуке за вашими новыми статьями.

    • Lina Gorodetsky

      Спасибо, Яна! Если будет возможность, то, конечно, постараюсь передать свои впечатления от фестиваля.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s